ольга василенко
Семинар-практикум для воспитателей «Математика вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
«Математика вокруг нас»
Зачем детям математика?
«Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Математика вокруг нас“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Занимаясь с детьми нужно помнить, что гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребёнку, а сформировать у него определённое отношение к миру, т. е. заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно понимать, что даёт то или иное знание маленькому, растущему человеку.
Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов (о чём бы не шла речь – о песчинках или планетах, о людях или цветах – 3 + 2 всегда будет 5). Эту идею можно дать детям.
Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее всего тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство и интеллект ребёнка. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Величайший учитель древности Пифагор рассматривал числа как божественные принципы мироустройства. В наши дни со страниц популярных журналов мы узнаём о том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может помочь глубже понять его характер и природные задатки.
Учёные считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2. По радио и телевидению часто приходится слышать: «исполняет солист Большого театра…» Слово «солист» означает «певец, музыкант, танцор, который выступает один». От этого же латинского слова – «солюс» - один – происходит и «солидарность» т. е. единство. Да и русское слово «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе одно. А название числа «во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крыльями, ушами…Но бывало, что числам 1 и 2 давали новые имена. Иногда их связывали местоимениями «я» и «ты»., а были языки, где «один» звучал так же, как «мужчина», а два – как «женщина».
Иногда числом 3 обозначали весь окружающий мир – его делили на земное, подземное и подводное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, запад, север, юг, знали четыре главных ветра (норд, ост, вест, сауз). У этих народов главную роль играло число 4, а не 3.
Пальцы оказались настолько связаны со счётом, что на древнегреческом языке понятие «считать» выражалось словом «пятирить». Да и в русском языке слово «пять» напоминает слово «пясть» - часть кисти руки.
Числа мы найдё м и в мире природы: у всех насекомых по 6 ног, а пчёлы строят соты в форме шестиугольников.
Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах было 7 ступеней, освещались эти храмы семисвечниками.
В древних памятниках письменности число 12 встречалось очень часто и всегда играло особую роль. У пророка оказывается ровно 12 верных последователей, герой должен совершить 12 подвигов. Древние греки имели 12 основных богов, которым они поклонялись.
Число 40 встречается в старинных сказаниях. По одному из них во время всемирного потопа дождь шёл 40 дней и ночей. В арабских сказках рассказывается про Али-Бабу и 40 разбойников.
Следы счёта шестидесятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д. Окружность делится на 360 градусов, а градус на 60 минут… Так что самые точные часы и угломерные приборы хранят в себе память о глубочайшей древности.
Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Обратите внимание, что в сказках числа тоже имеют большую смысловую роль.
Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания 3-4 геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать опыт ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета, пропорции и чувства ритма.
Математические знаки и понятия хорошо показана на числовых фризах, которые помогут детям легко понять взаимосвязь окружающего мира и математики.
Семинар-практикум проводится с демонстрацией математических фризов.