Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры»

Татьяна Жеребцова
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

.История русской народной культуры.

Цель:

Развитие творческой активности и инициативы педагогов,

Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре,

Представление новых форм работы с педагогами по активизации знаний о русском народном фольклоре.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ „История русской народной культуры“» размещена в разделах

Правила проведения семинара - практикума : участники игры отвечают на вопросы и выполняют задания. Всего 7 заданий. За правильный ответ получают фишку. В конце игры подсчитывают количество набранных фишек. У кого больше – тот победил.

Ход:

Задание 1. Разминка «Пословица неспроста молвится»

Назвать пословицы, о родном крае.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужбине родная землица во сне снится.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Чужбина - калина, родина - малина.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Москва – царство, а наша деревня – рай.

С родной (родительской) земли – умри, не сходи!

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

Задание 2.«Всякое дело человеком ставится и человеком славится».

На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной и отвечают на свой вопрос.

• В чем особенность изделий из Хохломы?

• Чем отличаются дымковские игрушки от богородских?

• Что изготавливают мастера Палеха?

• Расскажите, что вы знаете о Гжели?

• Расскажите, что вы знаете о жостовской росписи?

• Чем знаменито село Семеново?

• Чем славится деревня Филимоново?

• Что вы можете рассказать о каргопольской игрушке?

Задание 3.«Пословица - цветочек, поговорка- ягодка».

Правильно угадать форму устного фольклорного произведения.

Катится торба с высокого горба.

В этой торбе - хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем хочешь поделиться?

Говори поскорей, не задерживай добрых людей. ( Ответ: считалка)

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай, хоть весь день поливай! ( Ответ: приговорка, припевка)

Жил- был царь,

У царя был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку сначала? ( Ответ: докучная сказка)

Что возьмешь?

Ниточку или иголочку?

Сахару кусочек или красненький платочек? ( Ответ: скороговорка)

Смелость города берет. ( Ответ: поговорка)

На всякое хотенье есть терпенье. ( Ответ: поговорка)

Упрямо исправит дубина, а горбатого - могила. ( Ответ: пословица)

В брюхе - баня,

В носу решето,

Всего одна рука. Да и та на спине. ( Ответ на загадку: чайник)

Задание 4. «Человек без родины – что соловей без песни».

-Вспомните и назовите дату основания славянского поселка, из которого позднее вырос наш город? \ в XI в. почти 1000 лет тому назад. \

- Какой праздник галичане отмечали на Поклонной горе?

\ праздник солнца - Яриловку \.

-Вашему вниманию, уважаемы педагоги, предложены фотографии прошлых лет Галича, рассмотрите их, назовите современное название мест нашего города.

-«Улица не двор - всем простор» так говорили в старину. Послушайте отрывок описания улиц города из книги Светланы Виноградовой «Есть град Галич» и назовите современное название улиц.

«…вся Пробойная превратилась в веселый и оживленный бал, развернувшийся во всю ширину и длину ее…»

«….в память о кратком визите Александра I главная улица Галича стала называться Александровской. После свержения Николая II охваченные революционным пылом Галичане переименовали ее в улицу….». Ее название сохранилось до сих пор. Какое имя она получила?

«Улицы города- страницы истории», - так сказал старый историк М. П. Погодин об одной из улиц нашего города, возникшей полтысячи лет тому назад.

-О какой улице идет речь? Назовите ее. \ Советская. \

- «В прошлом эта улица имела два названия: Нагорная и Георгиевская. Нагорной она называлась по ее географическому положению, а Георгиевской – по церкви Георгия, расположенной в начале улицы…».12 апреля, в День космонавтики жители этой улицы отмечают праздник своей улицы. Назовите эту улицу. \Гагарина. \

- В прежнее время Галич известен был монастырями, их было 10,в настоящие время их два. Назовите их.

- Расскажите коротко, что вы знаете о них.

• Галичский Паисиев мужской монастырь.

Монастырь находится у южной окраины современного Галича между Костромской и Кинешемской дорогами, где ранее на возвышенности располагалась Овинова слобода. Время возникновения обители точно неизвестно, однако в XIV столетии Галичский монастырь уже существовал на земле боярина Овины и назывался Николаевским. При перестройке церкви в обители боярин переименовал монастырь в честь Успенской иконы Божией матери. Этой иконе был посвящен единственный храм в обители. Паисиевым монастырь стал называться в честь одного из игуменов обители - Паисия, настоятельствовавшего здесь в XVI в. В монастырском храме хранилась местночтимая икона Божией Матери "Овиновская". Предание повествует о чудесном событии, произошедшем в игуменство прп. Паисия. Когда великий князь московский Василий Васильевич пошел войной на дядю своего Георгия Галичского, то он, взяв город, унес икону с собой в Москву, где поставил образ в одну из московских церквей. Каково же было изумление приближенных князя, пришедших наутро в церковь, когда они увидели, что иконы там нет. Начали разыскивать икону и обнаружили, что она находится на старом месте в Галичской обители.

В обители совершались два крестных хода: 13 мая и 15 августа.

Советская власть закрыла монастырь. К настоящему времени в пятиглавом соборе уцелела лишь одна центральная глава.

Обитель вновь открыта 26.02.1994 г. На ее территории размещается женская община.

• Никольский Староторжский девичий монастырь

По преданию, монастырь основан преподобным Иаковом Галичским в конце 15 - начале 16 века. До 1668 г. был мужским. До начала 19 в. все постройки были деревянными. Каменное строительство велось, в основном, в 1820-1860-х годах. Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря - самый большой собор Костромской губернии. Входит в комплекс зданий монастыря, расположенного на месте старого торга, рядом с Балчугом – древним городищем, где возник Галич. Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 гг. в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма составлен членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, но сильно переработан; переделанный проект также осуществлен с изменениями. Собор представляет собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг., но реставрация собора так и не была завершена. Сейчас храм не действует, никаких работ по восстановлению в нем не ведут. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи конца 19 - начала 20 в.

На территории монастыря сохранились многочисленные каменные служебные корпуса (ныне - жилые дома или госучреждения, школа, сторожки, ограда. Вход на территорию свободный.

Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.

Примерные ответы:

Праздники осени:

- 21.09.- Рождество богородицы;

-27.09.- Воздвижение Креста Господня;

-14.10.- Покров Пресвятой Богородицы (с Покрова начинались свадьбы на Руси)

Праздники зимы:

- 04.12. – Введение во храм Пресвятой Богородицы;

-07.01. – Рождество Христово (в ночь перед Рождеством колядовали);

-19.01.- Крещение Господне (святочные гадания);

15.02.- Сретение Господне (проводы зимы);

Праздники весны:

- 07.04.- Благовещение Пресвятой Богородицы (день начала весны)

- день, месяц – верное воскресенье;

- день, месяц- Пасха;

Праздники лета:

-05.06- Вознесение Господне;

-16.06- День Святой Троицы;

-07.07- День Ивана Купалы;

-19.08 - Преображение Господне;

-14.08- Медовый спас;

-19.08-Яблочный спас;

-29.08- Ореховый спас;

- 28.08 – Успение пресвятой Богородицы.

Задание 5. «В добрый час молвить – в худой промолчать».

Раскрыть смысловое содержание крылатых фраз:

- «Вилами на воде писано». Выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы- «круги», а не вид сельскохозяйственного орудия. Слово вышло из употребления, а выражение, тем не менее, осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее столь же быстро,как круги над водой.

«Зарубить на носу». «Зарубить на носу» означает запомнить крепко – накрепко, раз и навсегда. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками резали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

«Ни кола (ни двора)». В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в две сажени (около 4,5 м). «Не иметь кола» означает: не иметь и маленького клочка земли. Выражение «ни кола, ни двора» означала наивысшую степень бедности.

«Где раки зимуют». Выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Задание 6. «Ветры горы разрушают, слова народы поднимают»

Угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый:

- прыщавый;

-кудрявый (правильный ответ);

-веснушчатый.

Уварахтаться:

- испачкаться (правильный ответ);

-укутаться,

-заблудится.

Остолопиться:

-сердится;

-упрямиться;

-растеряться (правильный ответ);

Встреснуться:

-влюбиться;

-спохватиться (правильный ответ)

- встряхнуться.

Елдаечки:

- пшеничные лепешки (правильный ответ);

-старинные женские украшения;

- качели.

Задание 7.«Все скороговорки не перескоговорить и неперевыскоговорить».

Правильно и быстро проговорить скороговорку:

• «Купила кукушка кукушонку капюшон, надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон,

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;

«Три сороки – тараторки тараторили на горке»;

«Съел Валерик вареник, а Варюшка –ватрушку»;

«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!»;

«Ткет ткач ткани на платье Тане».

Каждый участник получает памятки об памятных датах истории развития города Галича.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.

Семинар-практикум для воспитателей «Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий» Семинар - практикум для воспитателей "Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий". Полноценная речь.

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Заботимся о речи наших дошколят» Цели и задачи семинара-практикума:• расширить представления о значимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми раннего возраста;.

Семинар-практикум для воспитателей «Математика вокруг нас» Семинар – практикум «Математика вокруг нас» Зачем детям математика? «Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие.

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Выявить знания педагогов по пожарной безопасности и правила дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе» Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и.

Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка»Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка» Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни. Задачи: • Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики; • Способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Игры и игровые упражнения со звучащим словом» Цель: Организовать эффективную систематическую работу по освоению норм русского языка в области фонетики. Задачи: Показать, как правильно.

Семинар-практикум для воспитателей «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС дошкольного образования» Форма проведения: методический театр (использование комплексно-тематического принципа построения образовательной модели). Сказка «Планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры»
Опубликовано: 28 ноября 2015 в 22:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жеребцова (УИ 377260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД