Наталья Жулега
Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни.
Задачи:
• Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики;
• Способствовать получению практических навыков по проведению гимнастик в условиях ДОУ.
• Создать условия для обмена опытом по физическому воспитанию детей.
Участники:
• Воспитатели
• Дети
• зам. ВМР детского сада.
План:
1. Гимнастика – это здоровье!
Разные виды гимнастик, которые мы используем с детьми.
2. Фоторепортаж «Из жизни нашей группы»
Публикация «Семинар — практикум для воспитателей „Растим здорового ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Практикум.
Выполнение упражнений воспитателями и детьми.
1.«Гимнастика – это здоровье!»
Движение – это жизнь. Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия, прогулки, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники, физкультминутки.
Сегодня мы остановимся на разных видах гимнастик, которые мы используем в работе с нашими детьми. Мы очень надеемся, что всё, то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей работе.
1.1. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.
Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию.
Утренняя гимнастика пройдет эффективней и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
1.2. Физкультминутки.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Длительность: 1,5-2 мин. ; рекомендуется проводить, начиная со средней группы. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба).
«Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным». Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т. п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.
1.3. Пальчиковая гимнастика.
Проводим ежедневно, как физкультминутки на лепке, рисовании, после прогулки.
1.4. Дыхательная гимнастика.
Играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей. Мы проводим дыхательную гимнастику в процессе утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи.
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и красиво говорить, необходимо научить его речевому дыханию. Под речевым дыханием понимают способность человека в процессе разговора производить короткий, глубокий вдох и рационально расходовать выдох, добирая воздух на определённых речевых отрезках. (При вдохе не поднимаем плечи вверх, а надуваем живот; при выдохе живот убирается).
1.5. Гимнастика после сна.
Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок проснётся, зависит его настроение и самочувствие. Зачем нужна гимнастика после дневного сна детям дошкольного возраста? Польза ежедневной утренней зарядки, как правило, не вызывает сомнений. А вот гимнастике пробуждения после дневного сна, к сожалению, далеко не всегда уделяется должное внимание. И напрасно — она важна ничуть не меньше!
Такая гимнастика должна стать обязательной частью режима ребенка. Благодаря ей:
• пробуждение пройдет легко;
• ребенок получит положительный настрой;
• переход к играм или занятиям не будет таким резким.
Правильная организация процесса пробуждения — это не гиперопека, а действительно нужный и важный процесс. Его роль огромна, он необходим для сохранения физического и психического здоровья ребенка.
Чтобы пробуждение наших ребят было максимально приятным и безболезненным, гимнастику мы начинаем, пока дети еще находятся в кроватях. Это подготавливает детей к активной деятельности, и они просыпаются в хорошем настроении.
Для того чтобы гимнастика принесла максимальную пользу, мы проводим ее под музыку. Сначала включаем тихую музыку, а затем, когда ребята начинают просыпаться, постепенно добавляем звук. Упражнения для гимнастики мы подбираем простые, которые не требуют больших физических усилий. Идеально подходят плавные движения, которые помогут мышцам растянуться, потягивания, махи руками и ногами. Особое внимание уделяем дыханию. Обязательно говорим детям, что нужно следить за тем, чтобы они не делали резких движений, — которые могли бы вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и в последствии головокружение. Длительность гимнастики в постели для детей дошкольного возраста около 2-3 минут. Затем предлагаем детям перейти в игровую комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей.
Чтобы гимнастика после дневного сна действительно принесла пользу, нужно выполнять ее регулярно в течение 2-3-5 минут. Почему? Всё очень просто. Если уделить упражнениям меньше времени, они не принесут желаемый результат. Ребёнок просто не успеет окончательно проснуться. Ну, а длительные занятия могут его утомить.