Людмила Медведева
Семинар-практикум для воспитателей «Вместе играем-спину выпрямляем»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей
Ровная спина – это красота, уверенность в себе. Проведите эксперимент: опустите плечи вперёд и походите хотя бы час в таком положении. Ну как? Удобно? Вы смотрите в пол, вам грустно, печально. Как будто на плечи свалился тяжёлый груз. А представьте, как чувствует себя малыш.
Теперь следующий шаг. Расправьте плечи, поднимите голову, грудь вперёд! Вы - другой человек!
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Вместе играем-спину выпрямляем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Но главное: ровная спина – это здоровье. О правильной осанке необходимо задумываться не тогда. Когда вы вдруг заметили что – то неладное, а с рождения ребёнка – в период формирования и роста скелета. Привычка неправильно держать тело может привести к необратимым последствиям. Могут подвергнуться деформациям и позвоночник, и грудная клетка, таз, нижние конечности, в том числе стопы. А в результате – сколиоз и плоскостопие.
Правильная осанка помогает нам поддерживать себя в вертикальном положении в беге, ходьбе, стоя, сидя. От осанки зависит качество, эффективность жизни человека, координация движений, согласованность всех звеньев нашего любимого тела.
Ровная спина – это отличная работа кишечника, сердца, лёгких.
При ровной спине в организм попадает меньшее количество вредоносных бактерий благодаря качественной работе дыхательной системы. Это значит. Что ребёнок будет меньше болеть простудными заболеваниями и заболеваниями носоглотки.
Принципы занятий
Для того чтобы вы, уважаемые педагоги, видели результат своих занятий, необходимо придерживаться определённых принципов.
1. Принцип непрерывности. Занимаемся регулярно. Каждый день в жизни ребёнка должен присутствовать вид деятельности, направленный на коррекцию нарушений осанки. Создайте новую полезную привычку под девизом «Ни дня без занятия!»
2. Принцип общения. Коммуникация – важный элемент нашего существования. Делайте упражнения вместе с детьми, общайтесь, поддерживайте их. Чем больше будет общения между вами, тем больше взаимопонимания, результативнее занятия.
3. Принцип игры. Напомню. Что одно из главных мест в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает игра. Её можно рассматривать как один из важных методов воспитания. Все ваши занятия должны быть построены с применением элементов игры.
Средства и приёмы
Главное средство коррекции нарушений осанки – физические упражнения. Как их использовать? ИГРАЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ! Превращайте физические упражнения в весёлые приключения, шутите вместе, подбадривайте детей, соревнуйтесь! И результат не заставит себя ждать!
Серия игр «Ползаем, катаемся – мышцы развиваются»
Оздоровительный эффект. Упражнения в горизонтальном положении снимают излишнее напряжение с мышц спины, развивают гибкость позвоночного столба, укрепляют мышцы пресса и ослабленные мышцы спины, способствуют согласованной работе крупных мышечных групп тела, развивая координацию движения.
1. «Весёлые жучки»
Инвентарь: игрушки; фигуры, вырезанные из картона; гимнастические скамейки; камни; стулья; кубики.
Представьте, что вы – весёлые жучки, которые выползли на весеннюю или летнюю полянку порезвиться на солнышке.
Выполнение. Поползайте на четвереньках по комнате под весёлую музыку. Можно даже придумать весёлую песенку жучка.
Варианты:
1. Ползать по прямой дорожке.
2. Ползать по извилистой дорожке.
3. Обползать предметы (вы можете вместе вырезать красивые разноцветные цветы, разложить их на полу и обползать).
4. Ползать от предмета к предмету (это могут быть игрушки, цветы, камушки).
2. Гонки автомобилей.
Инвентарь: флажок; любой музыкальный инструмент.
Теперь вы - автомобили. Выбирите какой вы марки, какого цвета, какое у вас имя.
Выполнение. Определите линию старта и линию финиша. Разделите ребят на несколько команд. И устраивайте настоящие гонки скоростных автомобилей. По сигналу наши «машины» начинают движение на четвереньках в сторону финиша. Разновидности сигналов: хлопок, гудок в детскую дудку, взмах флажком. Звук колокольчика, удар в барабан.
3. «Фломастеры рассыпались»
Бывает так, что из упаковки все фломастеры выпадают: несёте вы их как-то неаккуратно. И начинают они своё путешествие по полу и по столу. Катятся и катятся. А если сказать волшебные слова, подуть друг на друга три раза, топнуть ногами, то можно самим превратиться в разноцветные фломастеры.
Выполнение. Ребёнок ложится на пол на спину и начинает выполнять перекаты со спины на грудь, с груди на спину.
Варианты:
1. Руки можно вытянуть вверх, можно опустить вниз.
Можно катиться вдвоём, взявшись за руки.
4. «Сказочный туннель»
Инвентарь: стулья; дуги.
В каждой группе есть стулья, так давайте построим сказочный туннель, в котором малыши проползут под ним и попадут в какую-нибудь сказочную страну.
Выполнение. Расставьте стулья, как вам нравится. А теперь пусть дети проползут под стульями на четвереньках или по-пластунски.
Варианты:
1. Вы можете варьировать темп передвижения: медленно – быстро.
2. Вы можете расставить стулья близко друг от друга или, наоборот, подальше.
3. Стулья могут стоять прямо друг за другом, по кругу, в шахматном порядке.
Всё зависит от вашей фантазии.
5.«Мыши в кладовой»
Инвентарь: гимнастические обручи (это могут быть дуги или элементы мягкого модуля). Обручи, поставленные вертикально, - это выход из мышиной норки.
Выполнение. Один ребёнок – кошка, которая пока спит в выделенном для неё месте. «Мышки» выползают из своей норки (через выход-обруч) на четвереньках и ползают в поисках пропитания. Неожиданно просыпается кот: «Кот проснулся! Мышки убегайте скорей к себе в норку!» Мышки быстро уползают обратно через обруч в свою норку.
Варианты:
1. Вы можете игрушки кота и мышки или же надеть на головы маски героев этой игры.
2. Вы можете придумать различные выходы из норки – боком, спиной вперёд, по-пластунски и т. д.
«Трудолюбивые муравьи»
Инвентарь: мешочки с песком; мелкие игрушки; Коробки; карандаши; кубики.
Муравьи – трудолюбивый народ: целый день они переносят на своих маленьких спинках огромные листья, длинные ветки. Делают они это очень быстро, проворно. А ваш малыш сможет быстро пренести на своей спине разные предметы?
Выполнение. Сложите все предметы на линии старта. А теперь предложите «муравьям» перенести все предметы поочерёдно на своих спинках на место финиша. Сделать это необходимо быстро-быстро! Поможем детям хлопками, задав ритм, добраться до финиша.
7. «Черепашки»
Представим, что мы попали в черепашье царство. Дети – черепашки, которые, то плавают в воде, то ползают по суше.
Выполнение. По команде «Черепашки плавают» дети ложатся на пол на живот и выполняют имитирующие плавание движения руками и ногами. По команде «Черепашки выползают на сушу» дети медленно ползают на четвереньках. Вы ведь не забыли, что черепашки продвигаются очень медленно?
Варианты:
1. Черепаха носит на спине свой домик-панцирь. Так и вы можете положить на спину ребёнку импровизированный домик. Это может быть лист бумаги, мешочек.
2. Также можно определить место «суши» и «пруда». Для усложнения – менять их местами и располагать в разных местах группы или зала. В этом случае ещё и развивается и ориентировка в пространстве.
8. «Змеи на прогулке»
В этой игре вы вместе со своим ребёнком превращаетесь в змей, которые выползли на прогулку подышать свежим воздухом.
Выполнение. Создайте в комнате больше свободного пространства и начинайте своё путешествие. «Змеи» ползают по-пластунски и, когда видят друг друга, приветственно шипят: «Доброе утро! Ш-ш-ш-ш! Как ваше настроение? Ш-ш-ш!»
Варианты:
1. Вы можете превратиться в большущую змею, для этого дети должны взяться за ноги друг друга.
2. Добавьте в игру «льва», который располагается за ипровизированными кустами. Как только лев начинает рычать, змеи уползают в свои норы.
9. «Собери листочки»
Инвентарь: листики, вырезанные из картона.
Как вы думаете, что ест гусеница? Конечно, листья.
Выполнение. Разбросайте по полу листочки двух-трёх цветов или разных размеров, которые вы вместе с детьми можете вырезать из цветного картона. Дети – гусеницы. Разделите их на две – три команды. Их задача, ползая на четвереньках, собрать все листики. Каждая команда должна собрать листики определённого цвета или размера.
Варианты:
1. Вы можете разложить на полу различные препятствия, например, свёрнутые одеяла. Тогда «гусеницы» будут ещё переползать через веточки и брёвнышки в поисках листочков.
2. Вы можете дать задание относить листочки в определённое место, создавая запас.
3. Можете не делить детей на команды, а дать задание собирать все листики и относить листочки одного цвета (размера) в одно место, а другого цвете (размера) – в другое.
10. «Крокодилы на охоте»
Превращаем одного из детей в очень голодного крокодила.
Выполнение. Дети сидят в кругу, вытянув ноги, - «полощут ноги в прохладной водичке». «Крокодил» ползает по-пластунски по полу - «под водой», тихо подкрадывается к ногам и пытается схватить. Дети подтягивают ноги к себе. Удасться ли крокодилу затянуть кого-нибудь под воду? Или сидящий на полу успеет спрятать ноги? Крокодил может шуметь, рычать, ворчать.
Варианты:
Крокодил может выйти на прогулку. А как же ему передвигаться? Нужно встать в упор лёжа и переставлять правую ногу и левую руку., затем правую руку и левую ногу. Удачи!
11. «Тюлени – циркачи»
Инвентарь: мячи разных размеров.
Вы, наверное, видели в цирке, как ловко тюлени жонглируют мячами. А теперь пришло время превратиться в проворных тюленят ребятам и устроить настоящее цирковое представление, поиграть в настоящий волейбол или баскетбол.
Выполнение. Дети ложаться на пол по кругу или в парах (в тройках, одну ногу необходимо положить на другую (имитировать хвост тюленя, а в руки взять мяч. Бросаем мяч: друг другу; в загаданное место; перебрасывая через предметы. Главное – оставаться в положении лёжа.
12. «Барашек на лугу»
Инвентарь: мячи.
Пасётся на лугу стадо овец. Вместе с ними и барашек травку щиплет. А рога у барашка крутые, острые. Прибежали на луг мальчишки в футбол поиграть. Барашку тоже хочется мяч погонять. Вот он и попросил у ребят мяч. Те – не жадины: «Бери- бери» Только чем ты его толкать будешь?» - «Как чем? Рогами!»
Выполнение. Превращаем детей в барашков: они становятся на четвереньки и лбом толкают мяч. Куда?
Варианты:
1. В разные углы и стороны.
2. Можно нарисовать карту передвижения мяча.
3. Можно и ворота из стульев соорудить и забивать поочерёдно мяч.
4. Можно толкать куда захочется.
Поэкспериментируйте с разными мячами. Какой тяжелее толкать маленький или большой? А может фитбол получится толкнуть?
13. «Отважный пёс»
Почему отважный? Но ведь он охраняет дом, или сад, или огород. Только услышит, кто-то идёт, сразу начинает громко лаять. Давайте дадим имя нашему охраннику. Может, Барбос, Рекс, Мухтар? Определите, что будет «охранять ваша «собака».
Выполнение. Представим, что каждый ребёнок – «отважный пёс». Они становятся на высокие четвереньки, то есть касаются пола только ладони и стопы, колени согнуты. Они бегают по комнате и прислушиваются. Педагог может хлопнуть в ладоши или топнуть ногой и собака начинает громко лаять: «Гав-гав-гав!»