СВЕТЛАНА КУЗЕРО
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»
Цель мероприятия: ознакомление педагогов с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе.
1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Приобщение детей к художественной литературе“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты» – так можно перефразировать мудрое изречение.
Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает им. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его. М. Горький писал: «Каждая книга открывает передо мною окно в новый неведомый мир».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1) актуальность темы
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:
заметное снижение интереса к чтению;
резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;
в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях;
важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать. В нашем детском саду было проведено анкетирование родителей «Книга в семье», из которого было выявлено, что 77,8 % детей любят, когда им читают, но только 29, 5 % родителей делают это каждый день. Поразили ответы некоторых родителей о том, что в их семейной библиотеке детских книг всего 2, 3, 5. От недостатка чтения страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке.
2) цель, задачи работы над темой
Цель моей работы – формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
создать условия для формирования у дошкольников интереса к книге;
подобрать наиболее эффективные методы и приемы для приобщения детей к художественной литературе;
приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и эстетический вкус;
привлекать родителей к совместной работе по формированию у детей интереса и потребности к чтению.
3) создание условий
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге я в своей группе создала книжный уголок. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В книжном уголке периодически меняю материал (литературу, картины, портреты, учитывая связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Так же организовываю тематические выставки. Тематику выставок связываю с предстоящим праздником, с юбилеем писателя или художника иллюстратора и т. п.
Рядом с книжным уголком находится «Книжная мастерская». Там находится материал для ремонта книг. Дети самостоятельно отбирают книги, нуждающиеся в ремонте, и чинят их. Создание такой мастерской помогает прививать детям бережное отношение к книге.
4) методы и приёмы работы
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре – важнейшему для них виду деятельности.
Использование дидактической игры в работе по ознакомлению с художественным произведением помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей, поддерживает активный интерес к литературным произведениям. Это дает основу для самостоятельности, творческой активности.
Настольно-печатные дидактические игры — интересное занятие для детей. Много радости доставляет детям моей группы игра в детское домино «Герои сказок», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета из знакомых детям сказок. Также провожу дидактические игры: «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок», «Вспомни прозвище», «Отгадайте название русской народной сказки по иллюстрации», «Сказочные клубочки», «Скажи наоборот».
В игру «Скажи наоборот» я предлагаю вам проиграть, она закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Задание: Я называю слова с противоположным значением, и по этим словам вам нужно угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» – «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» – «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково» – «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» – «Незнайка в Солнечном городе», «Суп из молотка» – «Каша из топора»).
В своей работе я использую малые фольклорные жанры, они обогащают образную сторону речи детей. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
Предлагаю вам отгадать загадки, вспомнив героев любимых сказок.
При загадывании загадок можно использовать мультимедийную презентацию, что я вам сейчас и представлю (см. приложение).
В работе с детьми, по приобщению к художественной литературе, немаловажную роль играет сказка. Дети с удовольствием слушают сказки. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Для придумывания сказок вместе с детьми, я использую такие методы: «Салат» из сказок, продолжение начатой сказки, сказки «наизнанку», сказки по-новому. Эти методы помогают по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Предлагаю вам попробовать сочинить сказку по-новому. Вам нужно вспомнить одну из известных сказок. Можно оставить прежних героев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж, или привнести новую информацию. Сказку выбирайте по-своему усмотрению.
Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценировка. Я привлекаю детей к участию в драматизации. Использую такие виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Предлагаю вам разыграть сценку без предварительной подготовки в виде пантомимы. Пантомима – театральное представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Сценка «В магазине». Роли: продавец, женщина с ребенком, старый дедушка в очках, мальчик воришка, свидетель воровства, полицейский. Разыгрываемая ситуация: дедушка забыл на прилавке кошелек.
Часто применяю игру «Расскажи стихи руками». Дети любят повторять движения за взрослыми, на чем как раз и основывается принцип игры. Такие стихи я использую, как небольшую разрядку на занятиях, так и в качестве воспитательного момента: стараюсь подбирать стихи на определенные темы, чтобы заучивая слова с движениями, дети запоминали как надо, к примеру, вести себя в той или иной ситуации. Одно такое стихотворение хочу вам предложить: (Ученик)
Также развитию детей в области литературы способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины. Так в нашем детском саду в рамках краевой экологической акции «Отдадим книгу в добрые руки», цель которой подарить вторую жизнь прочитанным книгам, я подготовила и провела театрализованное мероприятие «Книга – лучший друг». Многие семьи приняли участие в акции. Для обмена было принесено 304 книги разного направления: это сказки, зарубежная литература, хрестоматии, энциклопедии, стихи, книги о природе, детские журналы и многое другое. В акции приняли участие 290 человек (воспитанники, их родители, не остались в стороне воспитатели и специалисты). Так же ребята со своими родителями изготовили лозунги о любви к книгам и бережном отношении к ним. На празднике все дети «попали в сказку». Гостями были Незнайка и Баба Яга, которые вместе с ребятами играли, отвечали на вопросы, загадывали и отгадывали загадки, пели песни, танцевали. Детям и гостям была представлена презентация «Как делают книги». В конце мероприятия каждый выбрал себе понравившиеся книги и на память об акции получил эмблему. 256 книг приобрели новых хозяев. Оставшиеся книги были подарены в группы.
5) практическая работа по изготовлению книги
Знакомство детей с художественной литературой, дает лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. С родителями провожу индивидуальные беседы, консультации. Вовлекаю родителей в оформление информационного пространства в группе. Так родители со своими детьми изготовили книги-самоделки. Я предлагаю вам сейчас изготовить развивающую книгу своими руками. Для этого я приготовила странички (внутри синтепон, сверху чехлы из ткани, вам нужно их оживить. У первой группы на страничке появится «Улитка». Из цветных лоскутков вырезаем круги, разных размеров, в центре делаем отверстие. На страницу пришиваем пуговицу, одеваем на нее круги. У второй группы на страничке появится «Цветик-Семицветик». К каждому лепестку пришиваем липучку, и набиваем разными наполнителями. У третьей группы на страничке появится «Веселый счет». Из цветных лоскутков вырезаем шары, рисуем на них цифры от 1 до 5, пришиваем липучки и ленточки.
6) результаты работы
Итогом моей работы, по данной теме, я могу назвать следующие результаты:
- в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создан книжный уголок, постепенно пополняется книжный фонд;
- у детей появился постоянный интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного;
- дети знают многие литературные произведения;
- родители стали активными помощниками, участниками совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
Литература:
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М. : Мозаика – Синтез, 2005-2010.
2. Гурович Л. М, Береговая Л. Б. и др. Ребёнок и книга: пособие для воспитателей детского сада. - СПб. : Детство – Пресс, 2000.
3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: конспекты занятий. - М. : Сфера, 2008.
4. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой». - Москва АСТ, 2000.