Маргарита Лаврентьева
Семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей воспитанников старшего и подготовительного дошкольного возраста
"Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"
Цель: Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, настроение других членов семьи. Подвести родителей к пониманию того, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. Формировать теплые отношения внутри семьи, осознание себя, как полноправного принимаемого и любимого другими членами семьи.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Технология: «педагогика сотрудничества»
Методы и приемы: совместное обсуждение высказываний, выбор определения, обоснование выбора определения.
Ход заседания.
Родители сидят за столами, расставленными по кругу.
Добрый вечер! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка»
Уважаемые родители! Что на ваш взгляд, включает понятие семья, семейные отношения.
Семейные отношения -— это :
1. Характер взаимоотношений взрослых и детей в семье;
2. Эмоциональные проявления членов семьи;
3. Принятые в семье нормы поведения всех её членов и др.
Стили семейных отношений
-Попустительский
-Авторитарный
-Демократический
Педагог: В эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% - заболевание, а 90% - распущенность, это выявили психолог И. Плотинекс. Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.
Просмотр видео
Предлагаю вам посмотреть 2 ситуации, когда поведение взрослого зависит от его настроения.
Ситуация 1. У мамы прекрасное настроение. Ребенок, играя, разбил вазочку.
- Ой, мама?
- Ладно, сыночек, ничего страшного, давай приберем осколки.
Ситуация 2. Мама в мрачном расположении духа, все ее раздражает. Ребенок, играя, разбил вазочку.
- Ой, мама?
- Что наделал? Вечно ты лезешь, куда не следует! Убирай, сейчас же.
Эти две ситуации наглядно показали, как от настроения зависит наше поведение и как оно отражается на эмоциональном самочувствии ребенка. Душевное равновесие взрослого очень важно для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.
Просмотр видео простоквашино
- Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребёнка могут иметь такие ситуации в семье? - Можно ли избегать их? (подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.)
Как Обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий (часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция).
Психологами было проведено анкетирование по теме
«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка».
На вопрос «Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?» 36 человек ответили «Да, знаю», 8 человек ответили «Не знаю».
Помните, от того, как родители, т. е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
На вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 42 человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают, но хотят узнать мнение других.
Помните, если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
вопрос: «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?». 35 человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально. 11 человек – «Чем вас сегодня кормили?», 4 человека – «Что ты сегодня натворил?».
Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».
На вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?» 21 человек ответили – знаю много, читала; 20 человек ответили – я мало знаю об этом; 3 человека ничего не знают. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
На вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?» 20 человек ответили «Знаю»; 21 человек ответили «Знаю, но хотелось бы больше»; 3 человека не знают.
Обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми, грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
На вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?» 25 человек считают, что это не верно, 19 человек считают, что «да», но они стараются этого избегать.
Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Дети - это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе с нами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Наши дети, такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они как открытая книга, как чистый белый лист, на котором можно написать все, что захочется. А иногда - загадка, маленькая тайна. Знаем ли мы ее? Знаете ли Вы своих детей
А теперь я хочу, чтобы Вы послушали высказывания самих детей.
(Звучит магнитофонная запись беседы с детьми).
Известный сказочник Д. Радари говорил: " Все мы на одном большом огороде. Один злой лук, другой веселая морковка, третьи - румяные яблочки".
Сейчас мы предлагаем Вам нарисовать овощ или фрукт, которому соответствует Ваш характер.
(Рисование овощей и фруктов родителями).
Теперь давайте сварим Ваш семейный компот на соответствие характеров родителей и детей, предложив заранее приготовленные детские рисунки. (Сравнение и обсуждение результатов родителями).
Закончить нашу встречу хочется словами - "Что ребенку надо - домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и отца родного слышать ласковые слова" .
Мы благодарим Вас за участие в плодотворной работе, за активность и интерес к данной проблеме. Подводим итог встречи.