МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей»

Елена Крылова
Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум на тему «Эмоции в жизни детей»

В разработке семинара участвовали : воспитатели Крылова Е. В., Логачева А. О., ИФК Янцен Н. Г.

Цель:

1. Формирование эмоций и чувств, сопереживания и пути их становления у дошкольников.

2. Формирование семейных и нравственных традиций.

Задачи:

1. Определение самооценки воспитанников.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Эмоции в жизни детей“» размещена в разделах

2. Выявление причин преобладания негативных и позитивных эмоций у ребенка.

3. Знакомство родителей с методами формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у ребенка.

Предварительная подготовка:

- мониторинг воспитанников (Приложение 1)

- тестирование родителей (Приложение 2)

Форма проведения: семинар-практикум

Материалы: буклеты, интерактивная доска, клубок ниток, цветная бумага, ножницы, клей, ватман.

Ход:

Вступительная игра:

Уважаемые родители! Для более интересной и продуктивной работы предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить»

Ведущий: Предлагаю Вам встать по кругу и передавать клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. При передаче клубка расскажите о том, какой вы родитель.

Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить. Ведущий обращает внимание на то, что искренность ответов и доброжелательный настрой сделают наше собрание интересным и познавательным.

Ведущий: Отношения родителей и детей играют ведущую роль в становлении психического здоровья ребенка. Эмоции в жизни дошкольника имеют ключевое значение. Они помогают адекватно воспринимать действительность и откликаться на нее. Родительский труд – это необходимость каждый день реагировать ну ту или иную ситуацию, ведь наши дети растут и меняются. Повседневая жизнь насыщена трудностями: «Ты убрал игрушки?», «Поторопись, давай быстрее!» Более 50% обращений родителей к ребенку – это указания и запреты.

Ведущий: Давайте расссмотрим с вами фразы, которые вы часто говорите своим детям и выясним, что же на самом деле они в себе несут (фразы выводим на интерактивную доску, в виде слайда) :

1. «Если еще раз увижу».

2. «Я так и знала»

3. «Сколько раз можно вам повторять».

4. «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь».

5. «От вас никогда ничего хорошего не дождешься».

6. «Расскажите, как это было».

7. «А вот Миша с Колей из соседнего подъезда всегда играют дружно, а вы?»

8. «Ты что! Разве так можно говорить!»

9. «Меня утомляет громкий крик!»

10. «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?»

11. «А ну-ка, закрой свой рот!»

(Обсуждение и ответы родителей)

Ведущий: А теперь давайте рассмотрим ответы, которые разработали специалисты в области эмоционального развития ребенка.

Правильные ответы (выводятся на интерактивную доску в виде слайда) :

1. Угроза

2. Упрек

3. Нотация

4. Привлечение союзников

5. Отрицательная превосходящая оценка

6. Выяснение мотива несправедливого отношения к сверстникам

7. Сравнение

8. Прямое порицание

9. Убеждение и разъяснение

10. Прием смены ролей

11. Порицание

(обсуждение и комментарии родителей)

Ведущий: При общении с ребенком советуем вам пользоваться следующими выражениями (фразы выводятся на интерактивную доску в виде слайда) :

«Ты у меня самый умный (красивый!»

«Как хорошо, что ты у меня есть!»

«Ты у меня молодец!»

«Я тебя очень люблю!»

«Ты моя опора и помощник!»

«Поплачь, станет легче!»

«Попробуй еще раз и все получится!»

«Люди всегда могут договориться!»

Ведущий: Часто ли вы используете их в общении со своими детьми? (рассуждения родителей)

Ведущий: Уважаемые родители, Вам будут предложены очень распространенные ситуации, для начала решите ситуацию привычным для Вас способом, а потом попробуйте ответить ребенку с точки зрения положительных эмоций.

Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»

Ситуация 1.

Мама занята важным делом. К ней обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

- Не сейчас, я работаю.

- Займись делом: поиграй во что-нибудь.

- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но когда я освобожусь мы обязательно поиграем.

Ситуация 2.

Вы заходите в комнату и видите, что там беспорядок. Вы сердитесь. Ваша реакция?

-Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

-Меня сердит,когда ты не убираешь угрушки на место.

- «Ну и неряха! Опять устроил свалку из игрушек!»

Ситуация 3.

Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

-Вечно ты приходишь с улицы как поросенок! В кого ты такой?

-Посмотри, каким чистым приходит с улицы Саша, а ты!

- Как приятно смотреть на тебя когда ты чистый и опрятный. Ситуация 4.

Встретившись с подругой, вы разговорились. Ваш ребенок постоянно перебивает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?

-Ты что не видишь я разговариваю!

-Мне трудно разговаривать, когда меня отвлекают!

-Не мешай нам!

Игра: «В лучах родительского солнца»

Цель игры: сплотить родителей и закрепить позитивную атмосферу. Родители обводят контур руки на листе цветной бумаги. В центре ладони родители пишут имя своего ребенка. Вырезанные ладошки приклеиваем на ватман по кругу в виде солнца.

Ведущий: Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло своё отражение в крылатых фразах, афоризмах.

Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании (ответы и обсуждения родителей) :

-Человек без воспитания – тело без души.

-Яблоко от яблони далеко не падает.

-Богатство родителям – порча детям.

-К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.

-Кто детям потокает, тот потом слезу проливает.

-Когда отец говорит «так», а мать – «сяк», растет ребенок, как сорняк.

-Что учат дома дети, то знают и соседи.

Ведущий: Высказывание С. Соловейчика, по моему мнению, наиболее точно дает нам понять, как правильно и позитивно строить отношения с нашими детьми, сохраняя их любовь и доверие.

«Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю». (цитата выводится на интерактивную доску в виде слайда, родители обсуждают и комментируют данное высказывание).

Итог семинара-практикума

Ведущий: У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу, закончите предложение: «Из сегодняшнего разговора мне понравилось…»

Литература:

1. Дошкольное воспитание №3/2006 «Умеете ли вы общаться со своим ребенком»; Зверева О. Л. Родительское собрание в ДОУ

2. Гиппенрейтер Ю. Слушать ребенка. Семья и школа, №8, 1997.

3. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке. Семья и школа, №10, 1997

4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996.

5. Марковская И. М. Практика групповой работы с родителями. Спб. : Институт тренинга, 1997.

6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М. : Просвещение-Владос, 1995. - С. 97-98.

7. Электронный ресурс https://suremkinamarina.umi.ru/testy_dlya_roditelej/test_dlya_roditelej_ya_i_moj_rebenok/

Приложение № 1:

Воспитатель задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила.

Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя.

Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера.

Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». - «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня?

Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала.

Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил. Что ответил Коля?

Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал. Что сказал Миша?

Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша?

Почему? Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по следующей схеме.

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого) ; как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.) .

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем это выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически) ; что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно завидует успеху другого, радуется его неудаче) .

При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

Приложение №2

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные вы-воды относительно проблем воспитания детей.

Вопросы Ответы

Можете ли Вы? Могу и всегда так по-ступаю Могу, но не всегда так поступаю Не

могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А Б В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А Б В

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? А Б В

6. Поставить себя на место ребенка? А Б В

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц? А Б В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невы-годном свете? А Б В

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А Б В

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хо-чет, ни во что не вмешиваться? Б В А

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А Б В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А Б В

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита-тельный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Давайте растить детей здоровыми» Семинар-практикум для родителей «Давайте растить детей здоровыми» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Игра в жизни ребёнка» Семинар-практикум для родителей детей старшей группы На тему: «Игра в жизни ребёнка» Ход проведения: Приветствие родителей: Добрый вечер.

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Игрушка из глины»Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Игрушка из глины» (5–6 лет) Цель: познакомить родителей с историей русской народной игрушкой, воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать.

Семинар-практикум для родителей «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» Конструкт семинара-практикума для родителей по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры».

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

Семинар — практикум для родителей «Занимательные математические игры для детей дома» Цель: Ознакомление родителей с играми математического содержания для домашнего использования. Ход семинара: Воспитатель: Известно, что.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье детей в наших руках» Форма проведения: семинар-практикум. Аудитория: родители старшей группы. Участники: родители, воспитатель. Задачи: 1. Повысить педагогическую.

Семинар-практикум для воспитателей «Колыбельные песни в жизни наших детей»Семинар-практикум для воспитателей «Колыбельные песни в жизни наших детей» Семинар-практикум для воспитателей. «Колыбельные песни в жизни наших детей» Разработала музыкальный руководитель Первой квалификационной.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Здоровье детей в наших руках» Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Здоровье детей в наших руках» Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки.

Семинар-практикум «Сказка глазами родителей и детей» в подготовительной группе Цель: Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи: Рассказать как правильно читать детям книги, познакомить с программным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей»
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 12:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Эмоции в жизни детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Крылова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД