Светлана Заноздрина
Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.
Ход семинара:
1. Введение.
Упражнение (технология микрофон) «Закончи предложение».
Сначала, давайте дадим ответ на простые вопросы:
- Кто такой ребенок?
- Кто такие родители?
Родители по очереди заканчивают предложения:
- Родители - это.
- Ребенок - это.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
- Родители и дети - это.
Вывод. Родители и дети - это семья. Родительское отношение к ребенку - система разнообразных чувств, привычных моделей общения с ним, особенностей восприятия его поступков.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.
Упражнение «Что общего»
Цель: снижение эмоционального напряжения
Участникам предлагается найти друг у друга что – то общее («чем мы похожи»).
Основная часть.
Упражнение «Замкнутый круг»
Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации
По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях учащихся.
2. Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания»
Цели: повышение психолого – педагогической компетентности родителей
Как известно, все человеческие проблемы родом из детства.
Мы, родители, и только мы отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать!
Ошибка 1. «Всё будет по – моему!»
Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться
Ошибка 2. «Никаких поблажек!»
Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями.
Ошибка 3. «Если ты не…то я».
Порой родители играют на чувствах ребё нка: чувстве страха («Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»).В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять.
Ошибка 4. «Сам вырастет!».
Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать.
Ошибка 5. «Чрезмерная опёка».
Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения.
Ошибка 6. «Детей надо баловать».
Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева» : «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны).
Ошибка 7. «Родители – тоже люди!»
Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребё нка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам.
Ошибка 8. «Кнут и пряник!»
На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, - получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски.
3. Мини-лекция «О стилях семейного воспитания».
. «А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей воспитания».
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Упражнение «Идеальный родитель».
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами – такие!»
Дополнительные вопросы:
Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?
Итог: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.