Анна Непялина
Семинар для педагогов «Психологические особенности детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход семинара
Задачи:
- познакомить участников семинара с определением ОНР;
- дать знания о психологических особенностях детей с ОНР;
- познакомить с участников семинара с упражнениями, способствующими развитию межполушарного взаимодействия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, наш семинар сегодня посвящен психологическим особенностям детей с ОНР. Семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. А для начла я предлагаю нам поприветствовать друг друга.
Приветствие.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Упражнение «Сегодня я похожа на….»Назвать на какого героя из мультфильма или из фильма вы похожи на данный момент.
Теоретическая часть.
Слайд 1, 2
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимается нарушенное формирование всех компонентов речевой системы:
• Нарушения звукопроизношения
• Нарушения лексико-грамматических конструкций
• Бедность словаря
• Связная речь не развита.
Дети с ОНР могут посещать как специализированные группы (речевые группы, так и обычные группы детского сада. И в нашем детском саду дети с ОНР присутствуют и нам, чтобы выстроить с ними работу, необходимо понимать их особенности и учитывать их во взаимодействии с детьми.
Слайд 3
Причины, возникновения ОНР:
Биологические причины: факторы, воздействующие в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. д.)
Социально-психологические (эмоциональная депривация, необходимость освоения двух и более языков, неадекватный тип воспитания, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих).
Слайд 4
Уровни ОНР:
1 уровень – отсутствие речи, использование однослойных слов- предложений («дай», «ляля», «сина»);
2 уровень – зачатки общеупотребляемой речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции;
3уровень – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития.
4 уровень – незначительные изменения всех компонентов речи.
Слайд 5,6,7
Примеры речи детей с ОНР :
1) Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек, делева. Соя тает Сину а санкам.
(Наступила зима. Выпал снег. Снег идет, снег, деревья. Зоя катает Зину на санках).
2) Я вижу дееву, ельку, табаку, девотьку. У табаки апы болить. Девотька апу пивязь неть. У девотьки козинка ягоды. У девотьки пляток и кофты. Зеленая елька. Литья зеленый. У девотьки синий пляток, у девотьки кофта класный. У девотьки синий юбка, ботинки черный.
3) Коська вовит мыську. Кот аез (залез) ботинок, сто мыську ломать. Он помотель, ее там неть, убезял, вот здесь вот вый йваная. Кофта помотела, а там мыфка. Мыфка тапок побезяла, потому за ней кот бегает. Он хоцет ее валить и куфать. Кофти молоко любят и мыфки любят. Кот пивиляет (проверяет) мыфку. Мыфка от папотька к дырочки безяла, а котик мотит.
Стоит отметить, что некоторые великие и выдающихся люди в детстве отставали в развитии от своих сверстников и у некоторых были нарушения речи. И если бы эти люди родились в наше время и пошли в наш детский сад, то они считались бы детьми с ОВЗ, их бы направляли на комиссии и составляли индивидуальные маршруты.
Альберт Эйнштейн.
Когда гениальный физик Альберт Эйнштейн был маленьким, взрослые его совсем не понимали. Это был очень застенчивый и молчаливый мальчик. Он жил в своем собственном мире и не очень-то интересовался тем, что происходит вокруг. Альберт поздно научился говорить. Просто малыш не видел в этом смысла – контакт с окружающими налаживать не хотелось, и в тишине было так хорошо. А родители переживали, боялись: а вдруг их кровиночка в развитии отстает? Когда Альберт пошел в школу, проблем стало еще больше. Учителя били тревогу, говорили, что
Эйнштейн не обучаем. Но на самом-то деле, педагоги просто не могли подобрать ключика к сердцу необычного ребенка. Спустя несколько лет он достиг огромных успехов и блестяще поступил в Цурихский политехникум. Как мы знаем, его ждала грандиозная научная карьера. Альберт Эйнштейн открыл миру теорию относительности, расширил наши знания о фотоэффекте, броуновском движении, теории излучения. И поразил этим всех, кто в него не верил!
Людвиг Ван Бетховен.
Вы не поверите, но маленький Людвиг Ван Бетховен не любил заниматься! Да-да, гранит науки был слишком тверд для молочных зубов будущего гения. Арифметика и правописание часто доводили мальчика до слез. Знаки препинания Бетховен ставил наугад: нудные правила нагоняли тоску и решительно не запоминались. А уж таблица умножения и вовсе была настоящей бедой - часами с нею просиживал, а толку чуть. Зловещие столбцы стали врагами Людвига, и побороть их он так и не смог. За всю свою жизнь он так и не научился умножать! Да и пунктуация оставалась для гения величайшей премудростью: он писал с ошибками. Тем не менее, все это не помешало ему стать величайшим композитором!
Исаак Ньютон.
Кого нещадно ругали школьные учителя, так это Исаака Ньютона. На занятиях мальчик только присутствовал – воображение уносило его в другие миры, далекие от надоевших предметов и бесконечных нотаций. И достучаться до него было невозможно! Пытливый взор Исаака изучал стену или пейзаж за окном, блестящая память дремала, разнообразные способности прятались от чужих глаз. … Подумать только, отец закона всемирного тяготения был одним из худших учеников! В тогдашнем рейтинге успеваемости фамилия «Ньютон» занимала предпоследнюю строчку.
Слайд 8
А сейчас перейдем к психологическим особенностям детей с нарушениями речи
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной, волевой, коммуникативной сфер.
Слайд 9
Особенности внимания :
для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная его
- устойчивость
- трудности включения
- трудности распределения и переключения
Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР - быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны взрослого, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы, наблюдаются трудности планирования.
Слайд 10
Особенности памяти :
всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания.
У детей отмечается недостаточная его
- устойчивость
- трудности включения
- трудности распределения и переключения.
Слайд 11
Дети с ОНР затрудняются
- в определении правой, левой стороны
- путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра
- в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул)
Слайд 12
Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию:
- дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку,
- имеют повышенную двигательную истощаемость,
- сниженную двигательную память и внимание.
Слайд 13
Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.
Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязы-вании шнурков, при работе с ножницами и т. д.).
Слайд 14
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. В общении могут быть агрессивны, обидчивы, раздражительны. Трудности с саморегуляцией и самоконтролем.
Слайд 15, 16
Особенности эмоционально-волевой сферы:
раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность (не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п.). Эмоционально неустойчивы, настроение меняется быстро. Нередко возникает агрессия, но может наблюдаться и заторможенность и вялость. Быстро утомляются, утомление накапливается к концу дня и к концу недели.
Эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и расстройства в ответ на замечание, неуважительное отношение.
Высокий уровень притязаний. Некритично стремятся к лидерству, реагируют негативом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых. Отказываются от задания, если знают свою несостоятельность.
Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность.
Практическая часть семинара.
Комплексы упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс обучения.
Комплекс 1
1. Массаж ушей.
Двумя пальцами потянуть несильно или нажимать на мочки ушей 10 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку 3-5 раз.
2. Массаж точек мозга.
Сидя на стуле, лежа, стоя. Указательные пальцы обеих рук положить на лоб над бровями, массировать круговыми движениями, начиная в сторону висков - 5 раз, затем 5 раз - к носу. Делать с любовью к себе.
3. Массаж точки «третий глаз».
Сидя или стоя. Указательные пальцы положить на точки лба между бровями. Энергично массировать круговыми движениями по и против часовой стрелки по 5 раз.
4.«Ленивые восьмерки».
Сидя или стоя, плечи слегка отведены назад, голова приподнята. Вытянуть правую руку, нарисовать горизонтально в воздухе восьмерку, следить за движением кисти глазами. Повторять 3-5 раз. То же левой рукой.
5. «Перекрестные шаги»
Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.
Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
6. «Крюк Деннисона»
Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.
Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.
7.«Сова» - (Можно выполнять с закрытыми глазами).
Сидя на стуле, руки на коленях. Медленно повернуть голову как можно дальше влево, затем вправо. Повторять 3-4 раза в каждую сторону.
Комплекс 2
Упражнение № 1 «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Много мебели в квартире.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
В шкаф повесим мы рубашку,
(Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
Упражнение №2 «Кулак-ребо-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Упражнение №3 «Лезгинка»
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Упражнение №4 «Ухо – нос»
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Данные упражнения очень просты и выполняя их каждый день, можно существенно облегчить процесс обучения ребят. Спасибо за внимание, надеюсь информация была полезна для вас.
Используемая литература:
- Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»;
-Халифаева О. А. «Особенности детей с нарушением речи»;
- интернет-ресурс https://www.astro-studia.ru/index.php/component/k2/item/171-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85