Тамара Коренькова
Психологические особенности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном учреждении в атмосферу школьного обучения повышает требования к их интеллектуальным возможностям. Как правило, у подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих проявлениях:
Публикация «Психологические особенности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- трудности в усвоении ребенком образовательной программы;
- эмоционально-личностные проблемы (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным занятиям, предметам или педагогам, конфликты с детьми или чрезмерная обособленность от сверстников и т. д.);
- нарушение поведения (отказ идти в детский сад или в школу, проявление нетерпеливости на уроках или занятиях, повышенная возбудимость, снижение познавательной активности, помехонеустойчивость и др).
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Заметив такие особенности ребенка, воспитателям или педагогам стоит предложить родителям обратиться к психологу для проведения более глубокой диагностики психического развития ребенка. По результатам обследования специалист продумает целесообразность рекомендовать родителям получить дополнительную консультацию и других специалистов (невролог, психиатр, логопед, дефектолог, либо предложит маршрут (в форме индивидуальной программы) для коррекции и устранения проблемы.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР
1. Недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения
Отмечая снижение устойчивости внимания у детей с ЗПР, выделяют специфику его нарушений. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других детей с ЗПР сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания.
2. Недостаточная сформированность процессов памяти
Наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации; снижение объема долговременной и кратковременной памяти, а так же недоразвитие произвольного запоминания (продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием).
3. Недостаточная сформированность мыслительных процессов
Снижение уровня всех мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса.
4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы
Преобладание игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость, недостаточно развитое воображение, низкая умственная работоспособность.
Работоспособность, как форма психической деятельности заключает в себе следующие показатели: систематичность, непрерывность, динамичность, упражняемость.
Интенсивное развитие умственной работоспособности является отличительной особенностью психического здоровья ребенка.
Грамотно проведенная диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход к психологической коррекции выявленных у ребенка нарушений, так как дает возможность учитывать форму задержки развития, степень тяжести, специфические особенности нарушений высших корковых функций.
Психологическая диагностика ребенка с ЗПР
Традиционно выделяют три типа трудностей в обучении:
- низкая интенсивность учебной деятельности
- низкая эффективность учебной деятельности
- сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности
Как я отметила выше, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей. Например, при развитии у ребенка элементарных математических представлений или при обучении математическим операциям в школе, ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность овладения чтением связана с устойчивостью внимания, а усвоение русского языка зависит от точности распределения внимания.
Знание этих закономерностей имеет большое значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов.
Всем желаю успешного подбора маршрута для детей нуждающихся в Вашей помощи, уважаемые коллеги!