Ирина Буянтуева
Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет.
Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми.
Совместная выработка стратегии эффективного поведения взрослых в кризисной ситуации.
Материал: Листы бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, силуэты тучи и солнышка по количеству участников.
Публикация «Консультация для родителей „Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Ход собрания:
Педагог-психолог. Здравствуйте уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас. Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях ваших детей. Но для начала предлагаю выполнить небольшое задание. Возьмите, пожалуйста, тучку и наклейте в верхней части листа бумаги. Скажите, пожалуйста, чем ассоциируется у вас образ тучи (ответы родителей)
Как правило, дождь, ливень, гроза вызывают не очень положительные эмоции. Теперь возьмите фломастер или карандаш и дорисуйте к туче каплю, внутри которой напишите то качество или проявление ребенка, которое вас очень беспокоит. Таких капель может быть сколько угодно. Вот как дождь может быть моросящим, а может быть ливнем, так негативные проявления могут быть единичные, а может их быть очень много. Назовите,пожалуйста эти проявления. (ответы родителей)
Взрослым не всегда бывает понятно, почему ребенок ведет себя не так, как им хочется. Кто-то начинает искать причины в наследственности, кто-то считает, что бабушки и дедушки разбаловали, кто-то полагает, что ребенок, что научился вести себя плохо в детском саду у других детей. А о том, что существует специфические возрастные особенности, которые могут обусловить такое поведение ребенка, родители задумываются редко, а порой они просто этого не знают.
Я полагаю, что всем знакомо такое понятие, как «кризис». Мы с вами знаем, что существует экономический кризис, кризис семейной жизни и т. д. но наряду с ними есть и возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени периоды переходы в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Одним из таких возрастных кризисов является кризис трех лет. Я предлагаю познакомиться с основными проявлениями, а вы попробуете сопоставить их с тем, что вы записали в каплях дождя.
Основные проявления кризиса трех лет
1. Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «не трогай!», «Ешь быстро!» и др. негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных детей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребёнок, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течении долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и очень хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!» зачастую родители, встав на позицию «кто кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случаи проявляется тенденция к самостоятельности.
5. Протест-бунт проявляется в том, все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые превязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценности, обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может их бросать,
7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремиться к власти потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Совпадает ли описание кризисных характеристик с проявлениями ваших малышей? Для того чтобы понять, что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком, важно знать:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.
Что же могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку легче пережить кризисный период? Я уверена в том, что в каждой семье уже найдены «изюминки», те приемы, которые помогают вам справиться с возникающими критическими ситуациями, и предлагаю поделиться с ними.
Обмен опытом
Родители рассказывают свои истории.
Памятка родителям :
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к своему сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять заруку и увести.
Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «посмотрите, какая девочка, ай-ай-ай! Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, как я у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «а что за окном делает ворона?» Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Любой дождь заканчивается и сменяется ясной солнечной погодой. Возьмите, пожалуйста, солнышки и наклейте их на листе бумаги. Дорисуйте к своему солнышку столько лучиков, сколько пожелаете, а на каждом лучике напишите замечательные качестве, проявление вашего ребенка, которое вам очень нравится, которым вы гордитесь. Назовите их. (ответы родителей).
Приятно ли было вспоминать, записывать и произносить эти качества?
Если сравнить, каких качеств получилось больше- отрицательных или положительных?
Важно помнить, что любой кризис заканчивается рано или поздно, и, переживая его, ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса трех лет ребенок приобретает новое качество, как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной.
Литература
1. Кей Кузьма. Добро пожаловать малыш! – М. ,2001.
2. Кряжева Н. А. развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: академия развития, 1997.
3. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. тренинг общения с ребенком. – СПб. : речь,2003.
4. СпиваковскаяА. С. популярная психология для родителей. – СПб. : союз, 1997.