Приложение МААМ

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»

Ирина Буянтуева
Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет.

Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми.

Совместная выработка стратегии эффективного поведения взрослых в кризисной ситуации.

Материал: Листы бумаги формата А4, фломастеры, цветные карандаши, клей, силуэты тучи и солнышка по количеству участников.

Публикация «Консультация для родителей „Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет“» размещена в разделах

Ход собрания:

Педагог-психолог. Здравствуйте уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать вас. Сегодня я предлагаю поговорить о возрастных особенностях ваших детей. Но для начала предлагаю выполнить небольшое задание. Возьмите, пожалуйста, тучку и наклейте в верхней части листа бумаги. Скажите, пожалуйста, чем ассоциируется у вас образ тучи (ответы родителей)

Как правило, дождь, ливень, гроза вызывают не очень положительные эмоции. Теперь возьмите фломастер или карандаш и дорисуйте к туче каплю, внутри которой напишите то качество или проявление ребенка, которое вас очень беспокоит. Таких капель может быть сколько угодно. Вот как дождь может быть моросящим, а может быть ливнем, так негативные проявления могут быть единичные, а может их быть очень много. Назовите,пожалуйста эти проявления. (ответы родителей)

Взрослым не всегда бывает понятно, почему ребенок ведет себя не так, как им хочется. Кто-то начинает искать причины в наследственности, кто-то считает, что бабушки и дедушки разбаловали, кто-то полагает, что ребенок, что научился вести себя плохо в детском саду у других детей. А о том, что существует специфические возрастные особенности, которые могут обусловить такое поведение ребенка, родители задумываются редко, а порой они просто этого не знают.

Я полагаю, что всем знакомо такое понятие, как «кризис». Мы с вами знаем, что существует экономический кризис, кризис семейной жизни и т. д. но наряду с ними есть и возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени периоды переходы в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Одним из таких возрастных кризисов является кризис трех лет. Я предлагаю познакомиться с основными проявлениями, а вы попробуете сопоставить их с тем, что вы записали в каплях дождя.

Основные проявления кризиса трех лет

1. Негативизм. Эта реакция заключается в том, что ребенок отказывается делать то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «не трогай!», «Ешь быстро!» и др. негативизм отличается от непослушания. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. Ученые говорят о том, что негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных детей, например, только мамы или папы или только одного из воспитателей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

2. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Например, ребёнок, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течении долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и очень хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал – не встану, значит, не встану!» зачастую родители, встав на позицию «кто кого», тем самым усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.

4. Своеволие проявляется в том, что ребенок хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случаи проявляется тенденция к самостоятельности.

5. Протест-бунт проявляется в том, все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

6. Обесценивание. В этом случае обесцениваются старые превязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценности, обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может их бросать,

7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремиться к власти потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Совпадает ли описание кризисных характеристик с проявлениями ваших малышей? Для того чтобы понять, что же можно предпринять в острой ситуации в общении с ребенком, важно знать:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

Как правило эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться до 19 раз в день.

Что же могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку легче пережить кризисный период? Я уверена в том, что в каждой семье уже найдены «изюминки», те приемы, которые помогают вам справиться с возникающими критическими ситуациями, и предлагаю поделиться с ними.

Обмен опытом

Родители рассказывают свои истории.

Памятка родителям :

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к своему сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять заруку и увести.

Капризность и истеричность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «посмотрите, какая девочка, ай-ай-ай! Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, как я у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «а что за окном делает ворона?» Подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

Любой дождь заканчивается и сменяется ясной солнечной погодой. Возьмите, пожалуйста, солнышки и наклейте их на листе бумаги. Дорисуйте к своему солнышку столько лучиков, сколько пожелаете, а на каждом лучике напишите замечательные качестве, проявление вашего ребенка, которое вам очень нравится, которым вы гордитесь. Назовите их. (ответы родителей).

Приятно ли было вспоминать, записывать и произносить эти качества?

Если сравнить, каких качеств получилось больше- отрицательных или положительных?

Важно помнить, что любой кризис заканчивается рано или поздно, и, переживая его, ребенок становится на ступеньку выше в своем развитии. А в период кризиса трех лет ребенок приобретает новое качество, как самостоятельность. Я смею надеяться, что наша сегодняшняя встреча была полезной.

Литература

1. Кей Кузьма. Добро пожаловать малыш! – М. ,2001.

2. Кряжева Н. А. развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: академия развития, 1997.

3. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. тренинг общения с ребенком. – СПб. : речь,2003.

4. СпиваковскаяА. С. популярная психология для родителей. – СПб. : союз, 1997.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как протекает кризис трех лет» Консультация для родителей Как протекает «кризис тех лет» Ранний возраст заканчивается кризисом трех лет. Кризис трёх лет — возрастной.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Консультации для родителей КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ Кризисы развития это относительно короткие периоды в жизни, в течение которых человек заметно.

Консультация для родителей «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Консультация для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной» Для наших детей зима -  долгожданная и любимая пора. Они знают:.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей: «Кризис трех лет» Воспитатель 2 мл. группы «Светлячок» Бахманова Лариса Владимировна «…Кризис 3-летнего возраста,.

Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет»Консультация для родителей на тему «Кризис трех лет» Дети радуют нас когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. К трем годам заканчивается этап "слияния" ребенка с.

Консультация для родителей «Не хочу! Не буду! Не надо! или Кризис трёх лет» Подготовила Нурова Ц. В. Воспитатель национальной группы МКДОУ № 16 "Бадм цецг". "Не хочу! Не буду! Не надо!": кризис трёх лет. Достаточно.

Консультация для родителей «Психологические особенности материнства» Как отечественные, так и зарубежные психологи изучали отношения матери и ребенка. Например, исследования Д. Винникотта и Р. Шпица делают.

Консультация педагога-психолога для родителей младшей группы. Кризис 3 лет «Я САМ» В возрасте трех лет ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, отделяясь от мамы и становясь более самостоятельным. Он уже.

Психологические особенности ребенка 5–6 лет Возрастные особенности детей 5-6 лет Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Этот удивительный мир «Почемучек» или возрастные психологические особенности детей 4–5 лет Цель: познакомить родителей с особенностями развития детей, в возрасте от 4х до 5 лет. Задачи: 1. Дать краткую характеристику данного возрастного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 17:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Буянтуева (УИ 299423) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД