Галина Успенская
Сценарий образовательной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием ПервоЛого
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, 4,5%, т. е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие, дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности с детьми с ОВЗ с использованием ПервоЛого» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В соответствии с конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах- обучение на дому, в специальном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения.
В настоящее время в системе специального образования наметились определенные позитивные изменения: появились нормативно-правовые акты, определяющие основные права лиц с ограниченными возможностями и регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения, соответствуя в основном международным нормативно-правовым актом;
• идет дальнейшее развитие системы школьных коррекционно-образовательных учреждений. Сегодня функционирует 8 видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
• возникли и получают распространение инновационные модели специальных образовательных учреждений.
Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации образовательной политики на ребёнка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Р. Лурия, Л. В. Занкова и пр. Идеи поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных учреждений в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Учреждения коррекционного направления, в первую очередь, учение Л. С. Выгодского о компенсаторных возможностях ребёнка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем данной Программы.
Пояснительная записка.
Это занятие я составила с учётом особенностей здоровья детей, которые посещают нашу группу. Оно позволяет развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности – рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно - двигательную координацию. Включение в работу всех анализаторов - зрительного, слухового, двигательного. Я учитывала при составлении занятий следующие важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:
• Личностно-развивающую направленность
• Обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности требующих проявления интеллектуально творческих способностей
• Развитие тех структур мышления на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия
• Соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития.
У дошкольников с ЗПР затруднены формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, формирование счётных навыков, понимание последовательности счёта. Поэтому в своих занятиях я применяю различные способы познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам, сравнение, экспериментирование. Проучившись на курсе «Интегрированные компьютерные средства для предметной и проектной деятельности при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий» я узнала о новой программе ПервоЛого, которая открыла новые возможности в работе с детьми с ОВЗ. Компьютерные средства повышают познавательный интерес, и помогают в формировании основных компетенций на современном этапе, а также создаёт комфортную среду и возможность детям с ОВЗ чувствовать себя в социуме.
Технологическая карта деятельности образовательной.
Образовательные задачи. Формировать умения сравнивать предметы разного размера, раскладывая их в возрастающем или убывающем порядке.
Ознакомление с количественным счётом до 5.
Закрепить представления о последовательности частей суток «утро, день, ночь».
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости.
Коррекционно – развивающие задачи. Развитие зрительного внимания и восприятия, мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.
Содержание ОД Действия воспитателя Действия детей Задание для ребёнка, которое приведёт к достижению запланированных результатов Примерный результат
УУД
Организационный момент.
Игровая ситуация «Приход Белки и Стрелки».
Игровое упражнение «Сосчитай наших друзей».
Воспитатель рассказывает детям о космосе и о первых космонавтах,предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы «Сколько собачек на картинке?»
Затем просит выстроить по величине от самой маленькой до самой большой и наоборот. Слушают рассказ о космосе,
рассматривают картинку, отвечают на вопросы.
Выполняют действия на мониторе. Собачки. Личностные УУД.
Сформированность
познавательных мотивов, интерес к новому.
Коммуникативные УУД.
Ориентация на партнёра по общению.
Упражнение «Парад космических кораблей»
Воспитатель просит детей уточнить расположение транспортных средств и назвать далеко они от планеты или близко.
Воспитатель предлагает детям передвинуть летающие тарелки ближе к планете. Дети рассматривают картину, отвечают на вопрос далеко- близко.
Передвигают картинки.
Космос. Личностные УУД.
Сформированность
познавательных мотивов, интерес к новому.
Коммуникативные УУД.
Ориентация на партнёра по общению.
Подвижное упражнение «Ракета».
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись.
А потом руки вниз.
Раз, два, потянись.
Вот летит ракета ввысь. Воспитатель приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать упражнение. Дети маршируют по кругу.
Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.
Опускают руки.
Вновь тянутся вверх.
Бегут по кругу на носочках.
Упражнение «День и ночь - сутки прочь?»
В космосе всегда ночь, а что происходит на Земле?
Итог.
Белка и Стрелка благодарят ребят за помощь.
Воспитатель показывает картинки, уточняет и просит называть «утро, день, ночь» Задаёт вопросы.
Воспитатель просит из утра сделать день.
Воспитатель предлагает детям рассказать о том, чему они научились на занятии Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Дети передвигают солнце на картинке, показывая, как меняется время суток от движения солнца.
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. День. Ночь. Познавательные УУД.
Умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Познавательные УУД.
Умение устанавливать аналогии на предметном материале.