светлана суркова
Сценарий квест-игры по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В гости к леснику»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий квест – игры по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе.
Тема: «В гости к леснику»
Суркова С. В. старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №6 «Родничок»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в процессе игры;
Задачи:
- формировать понятия об «этажах» (верхнем, среднем, нижнем ярусах) леса;
Темочки:
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесник. Знакомство с профессией
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- закреплять представления о лесе, как сообществе множества растений и животных;
- развивать логическое мышление, диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, уважение к профессии лесника.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Словарная работа: ввести в словарь детей существительные: «лесник», «посылка», «следопыт», «сторожка» и словосочетания «лесная аптека», «звериная тропа», «этажи леса», «соль-лизунец» и др.
Материалы и оборудование: посылка, книги (познавательные рассказы о лесных обитателях, микрофон, знаки для обозначения станций, 5 фишек разной геометрической формы.
Демонстрационный материал: карточки с изображениями корма для животных (сено, шишки, желуди, соль, морковь, четыре круга разных цветов, образцы семян березы, клена, веточка сосны с шишкой, желуди, модель «этажи леса», магнитная доска, изображение животных: белки, зайца, лося, кабана.
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, презентация со слайдами.
Предварительная работа:
Чтение произведений детской художественной литературы о природе, животных леса, знакомство с профессиями: лесник.
Ход деятельности:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. У меня есть хороший друг. Он работает в нашем лесничестве. Он природу охраняет, браконьеров прогоняет, а зимою у кормушек,
в гости ждёт лесных зверушек. Как вы думаете, кем он работает? (лесником). Правильно.
Сегодня утром я получила от него срочное видеописьмо. Давайте посмотрим его и узнаем, о чем в нем говорится.
Видеописьмо: «Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, знаете, что у лесника много важных дел, вот и сейчас мне срочно пришлось уехать, и мой лес остался без присмотра. В этом году выдалась суровая зима, животные и птицы нуждаются в присмотре и подкормке. Во время моего отсутствия я прошу вас посетить лес и присмотреть за моими подопечными. Я оставляю вам маршрут. Он состоит из нескольких остановок,на которых вы будете выполнять различные задания и получать за это фишки. Соберите их все и сохраните до конца путешествия. Если вы правильно пройдете путь, то дойдете до моей сторожки, где я оставил для вас посылку с сюрпризом. Очень надеюсь на вашу помощь и удачи вам!»
- Ну, что, ребята, вы готовы помочь леснику и отправиться в путь? Первая остановка – опушка леса.
Раз, два, повернись,
На опушке окажись.
Станция №1 «Опушка леса» (Слайд№1 «Зимний лес» - знак «Ёлочка»)
Вот мы с вами на опушке зимнего леса.
Лес можно сравнить с многоэтажным домом, в котором много жильцов-растений и животных. Мы - гости леса, поэтому должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Какие правила поведения в зимнем лесу вы знаете? Назовите их.
Воспитатель обобщает ответы детей: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов-зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
Как выглядят деревья и кустарники в лесу зимой? (Предполагаемые ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей:
Ребята, в зимнее время деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут, так как условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились - сбрасывают листву, а сами отдыхают. Ребята, деревья считаются верхними этажами леса.
А вот и первое задание от лесника, которое он для вас приготовил: «Узнай дерево»
Перед вами (на подносе) семена, плоды и листья деревьев, которые мы собирали осенью на участке детского сада. Давайте рассмотрим их и определим, какому дереву что принадлежит. На слайде-изображения деревьев зимой (береза, дуб, сосна, клен)
Хвоя с шишками - сосне
Семена клена (крылатки) – клену
Семена березы (сережки) – березе
Желуди– дубу
-Молодцы!За правильно выполненное задание получаем фишку и отправляемся на другую остановку, к кормушке. Кормушка обозначена таким знаком (след животного). А пойдем мы к ней, как настоящие следопыты, звериными тропами.
Станция№2 «Звериные тропы»)
Обратите внимание на снежный покров. На нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, были ли птицы на кормушке и возле нее, какие зверьки бегали вокруг.
СЛАЙД 2 - Перед вами изображения животных и их следов.
Попробуйте догадаться, какие следы кому принадлежат.
Какие следы оказались здесь лишние? Почему? (птица)
Молодцы. И с этим заданием мы справились. Получаем очередную фишку.
Слайд 3 Станция №3 «Кормушка». Знак (след животного)
Звериными тропами мы пришли с вами к кормушке для лесных животных.
Подкармливают, в основном тех лесных животных, кому трудно раздобыть корм зимой.
Слайд4 На слайде вы видите изображения животных (заяц, белка, кабан, лось) и на карточках изображение корма, который они любят: морковь, желуди, орехи, шишки, сено, соль-лизунец.
Вот вам следующее задание от лесника : в красный круг поместите корм для зайца, в желтый – корм для кабана, в зеленый круг – корм для лося, в синий - корм для белки.
- Надеюсь, что все животные остались довольны, им будет тепло в морозный день, получаем фишку и отправляемся дальше по маршруту.
Но прежде, чем отправиться в путь, давайте восстановим силы, поднимем настроение и устроим небольшой привал. Предлагаю вам немного погреться под веселую зимнюю песню. Повторяйте движения за мной.
Станция№4 «Привал» Музыкальная пауза (Выполняют небольшую гимнастику под песню «У леса на опушке»).
-Ну, вот мы и отдохнули, молодцы! Готовы снова идти?
Следующая остановка у нас будет «Этажи леса». Помечена она вот таким значком (3-х этажный дом).
Станция № 5 «Этажи леса». Ребята, вы уже знаете, что животные живут на том этаже или по – другому - ярусе, на котором они могут передвигаться, находить пищу, строить убежища. Давайте выполним следующее задание от лесника : определим, на каком ярусе живут наши животные: заяц, белка, лось и кабан. Поиграем в игру «Найди свой ярус». Для этого рассмотрим модель «Этажи леса» и расположим на них наших животных. (На магнитной доске)
Воспитатель обобщает ответы детей: белка живет на самых высоких «этажах» леса, но может спускаться и вниз. Заяц полностью живет на нижнем «этаже». Кабан и лось живут на нижних этажах леса, но могут добывать себе корм со среднего этажа.
Молодцы, вы отлично справились с заданием, получаем фишку и отправляемся на следующую остановку в Лесную аптеку. Обозначена она красным крестиком.
Станция № 6 «Лесная аптека». Знак (красный крест)
Вот и Лесная аптека. Давайте заглянем в нее и отгадаем, какие лекарственные растения там живут. Отгадайте лесные загадки от нашего друга-лесника о растениях и попробуйте назвать, какие болезни они лечат.
На кусте цветочки –
Как девичьи щечки.
А сами сучья –
Как пасть щучья. (шиповник. укрепляющее средство.)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы, средство от желудочных болезней).
Темной он покрыт корой,
Лист – красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много – много желудей. (дуб)
Отвар коры – при кожных заболеваниях, ожогах, отморожениях.
Ты растение не тронь –
жжется больно, как огонь. (Крапива).
(Останавливает кровь, отваром моют голову).
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки –
белые реснички. (Ромашка).
(Отваром поласкают горло при ангине)
Молодцы. Скажите, а на каких этажах леса можно встретить лекарственные растения, которые вы назвали?
(лекарственные растения встречаются на всех этажах леса)
Все верно. Получаем фишку и отправляемся дальше. Следующая остановка-жилье лесника. Обозначена значком «избушка».
Станция№6 «Сторожка»
Вот и жилье лесника. Кто знает, как оно называется (сторожка). А вот и посылка для вас, предлагаю открыть ее в детском саду.
Раз, два, повернись,
В детсаду окажись.
Рефлексия Вот мы и дома. А сейчас открываем посылку. Здесь написано: чтоб посылку вам открыть, надо фишку приложить.
Давайте посмотрим, какая из собранных фишек подойдет к замку. (с треугольником)
(ОТКРЫВАЮТ.)
- Ребята, посмотрите, здесь подарки для вас– книги- познавательные рассказы о лесе и его обитателях, а еще лежит микрофон. Дети – это радиомикрофон, поэтому, все, что вы в него скажите, наш друг лесник обязательно услышит. Я предлагаю рассказать о том:
1) Что больше всего понравилось вам в нашем походе,
2) Что нового вы узнали,
3) Что вас удивило,
4) Чем вам больше понравилось заниматься,
5) А что было для вас сложным.
Мне тоже было с вами интересно и увлекательно. Спасибо вам за интересные ответы, работу и внимание. Вот вам долгожданные подарки от лесника.
На прощание, хочу сказать, что лес открывает свои тайны тому, кто приходит к нему как друг. Станьте и вы его друзьями. Чем больше вы будете знать о лесе, его растительном и животном мире, тем больше будете его любить. А того, кого любишь, и сами никогда не обидите, и не дадите обижать другим.
Список используемых источников.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр. - М. : Мозайка-Синтез, 2014.
2. С. Н. Николаева. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве : методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.
М. :Новая школа, 2012год.