Любовь Удова
Самообразование «Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает.
Публикация «Самообразование „Развитие творческих способностей через использование пластилинографии в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность выбранной темы: дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период идёт разностороннее формирование и развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявление творчества. В последние время всё больше внимание уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности ребёнка с учётом его способностей. Новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинографии, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Проблема: реализация задач по развитию творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника находится в центре внимания реализации ФГОС ДО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Практический аспект реализации этих задач остается недостаточно раскрытым.
Цель работы:
1.повышение личного теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
2.создание условий для формирования и развития творческих способностей старших дошкольников, через использование нетрадиционной техники – пластилинографии.
Гипотеза: развитие творческих способностей старших дошкольников будет осуществляться более успешно, если:
•будет создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда;
•будет разработан и реализован во взаимодействии с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, способствующих развитию творческих способностей;
•к процессу реализации настоящего плана будут максимально привлечены родители воспитанников логопедической группы.
В соответствии с целью работы и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. рассмотреть способ пластилинография, как условие развития творческих способностей у детей;
3. разработать и внедрить в работу с детьми комплекс упражнений и продуктивных заданий, направленных на процесс ознакомления с методом пластилинография;
Обучающие задачи:
•побудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками; Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
•учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образце, по словесному указанию и по замыслу;
•научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
•закреплять освоенные приемы (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин;
•формировать навыки ориентировки на листе или заданной площади;
•обогащать знания детей об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
•воспитывать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
•воспитывать навыки трудолюбия (приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте);
•сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
•развитие психических функций ребенка (восприятие, мышление, память, речь);
•развитие творческих способностей;
•развитие самостоятельности, аккуратности;
•обогащение словарного запаса;
•развитие моторики, координацию движения рук и глазомера;
•развивать фантазию и воображение;
•развивать интерес к процессу и результатам работы;
•развитие коммуникативных навыков.
Для достижения цели и задач, проверки гипотезы, использовался целый комплекс методов и приёмов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности детей, наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью воспитанников, беседы с родителями, реализация календарного плана по теме самообразования, статистическая обработка полученных материалов.
Методы:
•наглядный
•словесный
•игровой
•практичный
В процессе планирования работы с дошкольниками учитывались: время года, праздники, интересы детей и ряд основных принципов:
1. принцип развивающего обучения – дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие;
2. принцип воспитывающего обучения – воспитание у детей усидчивости, терпения, самостоятельности;
3. принцип свободы выбора – предоставление детям возможности самим решать, как будет оформлена картина;
4. принцип личностно-ориентированного обучения – признание ценности личности каждого ребенка и нацеленность обучения на раскрытие, и развитие его индивидуальности;
5. принцип интеграции – художественная деятельность связана с различными видами изобразительного (искусства жанрами живописи, скульптурой, архитектурой и т. д., а так же разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, к5онструирование из природного и бросового материала);
6. принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при создании выразительных образов; обогащение активного и пассивного словаря детей;
7. принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения, рассматривания иллюстраций, продуктивной деятельности;
8. принцип деятельности – развитие мелкой моторики и координации движения рук через вид детской деятельности – лепку;
9. принцип системности – решение поставленных задач с системе непрерывной работы с детьми.
Предполагаемый результат: дети овладевают нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисованием пластилином. В детских работах будут преобладать новизна и оригинальность. У детей развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Дети могут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирать тему, умеют планировать). Формируются повышенный интерес к деятельности, творческая активность, самостоятельность и инициативность.
Практическая значимость: использованные приемы и средства пластилинографии могут быть использованы педагогами в их практической образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольников.
Основные средства используемые в процессе работы:
- художественные средства:
- пластичный материал (разноцветный пластилин);
- бросовый и природный материал;
- дополнительные материалы для декорирования (бисер, бусины, фантики, колпачки, трубочки, палочки и т. д).
- наглядные средства:
- коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин (метод. кабинет);
- таблицы с технологическими карточками способов лепки (метод. кабинет);
- образцы работ, фотографии;
- интернет ресурсы.
- технические средства:
- музыка;
- видео;
- слайд-шоу, презентации.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, и на каждом из этих этапов перед ребенком ставятся определенные задачи:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
- освоить приём надавливания;
- освоить приём вдавливания;
- освоить приём размазывания пластилина подушечкой пальца;
- освоить правильную постановку пальца;
- освоить приём отщипывания маленького кусочка и скатывания шарика между пальцами;
- освоить приёмы жгутика, косички и т. д. ;
- научиться работать на ограниченном пространстве.
2. ОСНОВНОЙ:
- научиться не выходить за контуры рисунка;
- научиться пальчиком размазывать пластилин по всему рисунку, как бы закрашивая его;
- использовать несколько цветов пластилина;
- для выразительности работ использовать вспомогательные предметы;
- научиться правильно пользоваться стекой;
- научиться доводить дело до конца;
- научиться выполнять коллективные композиции с другими детьми;
- научиться выстраивать последовательность выполняемых действий;
- научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
3. ИТОГОВЫЙ:
- самостоятельно решать творческие задачи;
- самостоятельно выбирать рисунок для работы;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Организация разнообразных формы работы с детьми:
1. Совместная деятельность:
- ООД;
- Игра;
- Рисование по замыслу;
- Рассматривание иллюстраций;
- Загадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов;
- Показ видео и диафильмов;
- Слушание песен;
- Образов. деят в режимных моментах;
- Беседы;
- Экскурсии;
- Наблюдения;
- Обсуждения и т. п.
Цель – обогащать опыт детей новыми впечатлениями.
2. Самостоятельня деятельность:
- Рассматривание альбомов о временах года;
- Дидактические игры;
- Работа с трафаретами;
- Работа с книжками-раскрасками;
- Рассматривание картин-репродукций известных художников
3. Взаимодействие с родителями:
- Консультации;
- Родительские собрания;
- Информационные листы;
- Индивидуальные беседы;
- Выставка совместных работ;
- Конкурсы и т. п.