Ольга Алексеева
Творческая работа: «Развитие худ. — творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования».
▼ Скачать + Заказать документы
творческая работа
Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования».
Оглавление
Введение…
Раздел 1. Нетрадиционная техника, как средство развития детского
изобразительного творчества…
Публикация «Творческая работа : „Развитие худ, — творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования“,» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
1.1. Значение техники изображения в процессе создания детских
рисунков…
1.2. Принципы организации работы с детьми….
1.3. Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста
используемые для ознакомления с техникой нетрадиционного
рисования….
Раздел 2. Содержание и методика работы по использованию
нетрадиционных техник рисования с целью развития детского
творчества…
2.1. Цели, задачи и принципы обучения техники изображения в
младшем дошкольном возрасте….
2.2. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с
использованием нетрадиционной техники изображения с целью
развития детского творчества….
Введение
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные способы рисования, соответствует методике "свободных ассоциаций", нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными, что их работа лучше всех.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Цель творческой работы
Разработать и апробировать систему образовательной работы по знакомству детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования.
Задачи
1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков. Разработать методические рекомендации по знакомству детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.
2. Разработать и апробировать систему образовательной работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.
Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского
изобразительного творчества
1.1 Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков
В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать:
• активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
• умение находить новые способы для художественного изображения;
• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.
От создания образа – к выбору средств выразительности. Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения. Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать. Как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.
Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.
1.2. Принципы организации работы с детьми.
Для развития художественного творчества необходимы определё нные условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью. Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть, возможно, более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми. Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы.
1.3. Методы и приёмы работы с детьми дошкольного возраста используемые для ознакомления с техникой нетрадиционного рисования.
Методы обучения направлены на руководство как внешними, так и внутренними действиями. Понимание методов обучения только как руководство процессами нанесения линий, движений руки с кистью и т. д. неверно и легко приводит к натаскиванию детей, т. е. к обучению только путём подражания действиям воспитателя и его прямым указаниям.
Методы можно рассматривать соответственно основным разделам программы: методы, направленные на приобретение умения изображать; на умение составлять узоры, украшать; на выработку технических навыков; на выражение связанного содержания и создание выразительных образов.
Когда ставится задача руководства восприятием детей, их мышлением, воображением, чувствами, то способы обучения меняют свой характер. В них входит не только простое обучение действиями руками, но и развитие у ребёнка различных сторон его личности. В обучении используются наглядные методы и входящие в них методические приёмы. Дети зрительно воспринимают, а во многих случаях и осязают (ощупывают) предметы или изображения предметов, которые им предстоит рисовать. Они рассматривают также образцы узоров, декоративных композиций и т. д. Рассматривание всегда сопровождается словом – названием предмета и его частей, определением его свойств и признаков. Дети выделяют эти части и признаки, сравнивают их, анализируют, рассуждают. Воспитатель применяет приёмы организации детского восприятия – указывает, на что и в какой последовательности смотреть, что замечать, а так же даёт им образец правильных определений, обогащает их словарь, учит рассуждать.
Младшие дошкольники не способны к сколько – нибудь длительным наблюдениям, если не включается двигательная активность. Одним из методических приёмов наглядного обучения является включение движений руками при рассматривании предметов, знакомство с ним при помощи осязания, но возможны и движения в воздухе, как бы обрисовывающие предмет.
К наглядным методам относится и приём наглядного показа способов действия : как действовать пальчиком при рисовании в технике пальцевой живописи или тычком в технике штамповки и т. д. И чем дети моложе, тем чаще приходится прибегать к наглядному показу способов действия. В дальнейшем такой показ нужен лишь применительно к отдельным приёмам и техник выполнения. Многие способы действия старшие дети находят самостоятельно.
Словесные методы применяются и без использования наглядности. Воспитатель излагает тему предстоящей работы, поясняет, что и как следует выполнять, беседует с детьми, задаёт вопросы.
В конце занятия, когда рассматривают и оценивают выполненные детьми работы, вновь соединяется рассматривание, наглядность с высказываниями – оценкой, сравнением, суждениями.
С малышами используются также игровые приёмы обучения. Они могут быть различного характера и применятся для разных целей: для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности. Кукла, игрушечное животное, которое дети будут рисовать, как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передаёт свои указания.
Старшим детям предлагается иногда игровая роль: мастеров, которые делают посуду, художников, которые выдумывают рисунки для тканей, и т. д.
Но есть и другая, более тесная связь изобразительной деятельности с игрой. Во всей возрастных группах детского сада, а в особенности в младшей и средней, выполненные изображения дети включают в игру. В рисунке – это включение изображения в соответствующую обстановку, в действие. Такое игровое завершение занятия следует не только допускать, но и методически оформлять, иметь это в виду и предлагать детям находить соответствующее содержание для дополнения рисунка.
Глава 2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей. Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание. Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
С возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники. После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их. Теперь линия для него - это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса - кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит - он проживает свое творчество. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить. Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы. Осваиваем новые возможности, малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами - гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше "примакивать", "растирать" или "печатать" красками по бумаге.
Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а, дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка. Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки. Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки. Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.
2.1. Задачи и принципы обучения техники изображения в младшем дошкольном возрасте.
Рисование – вид изобразительной деятельности. Овладевая им, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, своё понимание, своё эмоциональное отношение к ним.
Очень рано ребёнок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. И надо дать ему материал и научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Овладение умениями изображать, возможно, только при условии, что дети умеют правильно обращаться с краской и действовать с ней.
Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребёнка.
Овладение техникой у детей нередко отстаёт от овладения изобразительными умениями. Несмотря на то, что техническое выполнение работы не является самым главным – это лишь средство решения изобразительной или декоративной задачи, - без овладения этим средством невозможно и развитие других сторон деятельности. Именно для того, чтобы ребёнок возможно скорее мог выразить свои замыслы, дать отчётливые изображения, надо научить его приёмам владения тычком, штампом и т. д. Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать всё новые и новые приёмы работы. Технические навыки прочны, когда ребёнок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной задачи.
2.2. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
Для того чтобы сделать программу доступной, выполнимой, воспитатель использует разнообразные методы и приёмы. Методика направлена на освоение способов изображения предметов, окружающих ребёнка в жизни; на освоение технических навыков и умений.
Воспитатель проводит с детьми заранее необходимые наблюдения, рассматривает предметы, имеющие определённые очертания. Особенно полезно перед занятием предоставить детям возможность действенным способом познакомиться с данной формой. Воспитатель предлагает обвести форму рукой, поиграть, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета, в котором принимают участие многие анализаторы (глаза, рука, обоняние, создаёт у ребёнка полное представление о предмете.
Цветовая окраска изображаемого предмета должна радовать ребёнка. Воспитатель может в зависимости от задачи требовать произвольной окраски в процессе рисования или допускать (во время рисования по замыслу) свободное использование цвета (дети сами выбирают по желанию цвет краски).
Если воспитатель предлагает изображение предметов растительного мира (деревьев, цветов, травы, он организует целенаправленное наблюдение на прогулке, учитывая имеющиеся для этого условия. Использует поэтическое или художественное слово.
Помимо предварительного ознакомления с формой, которое воспитатель проводит интересно, заботясь о создании у ребёнка образа данного предмета с его какими – то характерными особенностями, он использует наглядные методы обучения. Воспитатель на мольберте воспроизводит действия краской, показывая, как надо изображать данную форму. Важно, активизируя детей, предлагать им самим подходить к мольберту и показывать, как надо рисовать. Проявление детской самостоятельности будет способствовать воспитанию любознательности, интереса к результату работы.
Для обогащения детей впечатлениями, представлениями воспитатель рассматривает с ними реалистические картинки доступного содержания. При этом нельзя ограничивать детей рассматриванием тех 5 – 6 предметов, которые они сами изображают, целесообразно периодически показывать на картинках машины, дома. Объекты растительного и животного мира.
На занятиях рисованием по замыслу дети привносят некоторые новые изображения или отдельные детали, черпая их из полученных впечатлений.
Обучая детей на ряде занятий одной из техник рисования, воспитатель предлагает повторные задания, но уже намечая другую тематику: «Красные ягодки», «Горошки для курочки», «Бусы на ёлочку», «Огоньки».
Из всех занятий небольшое число выделяется на освоение новых учебных задач, остальные отводятся для повторения освоенных техник и самостоятельного рисования.
Помимо обучения детей приёмам изображения простейших форм, воспитатель осуществляет и другую задачу – содействие выражению в рисунке сюжетно – игрового замысла. Для этого ему необходимо создавать определённую игровую ситуацию, которая будет поддерживать интерес к игре. Использование с этой целью элементов игры – драматизации вызывает эмоциональный отклик у детей, создаёт условия для возникновения в рисунке «живого» образа. Причём воспитателю важно уметь войти в «образ», непосредственно, живо вести с детьми разговор, беседу, учитывая появляющиеся детские замыслы.
Живой интерес к цели, результату, преподнесённому в игровой форме, способствует лучшему выражению того или иного содержания. Выбор интересующего детей цвета краски также будет способствовать выражению их мыслей, чувств, хотя он чаще всего бывает непроизвольным.
Воспитатель, руководя развитием сюжетно – игрового замысла, может использовать образные выражения, небольшие стихи, раскрывающие образ предметов, игрушек, животных.
Руководя развитием сюжетно – игрового замысла в рисунке, воспитатель мобилизует личный опыт ребёнка, организует отдельные наблюдения предметов, явлений окружающей действительности; в некоторых случаях показывает приёмы изображения, предлагая воспроизвести их на листе.
На занятиях рисованием воспитатель обучает детей выполнению новой нетрадиционной техники изображения. Чтобы воспитать сознательное отношение к навыкам пользования материалами, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать руку, тычок. В течение занятия воспитатель следить за выполнением этого требования.
В младшей группе с целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой или на листе бумаги. Этот приём можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.
В отдельных случаях показ воспитателем приёма у доски оказывается недостаточным. Если ребёнок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребёнок воспринимает движение не только зрительно, но и кинестетически (рукой).
Таким образом, использование воспитателем наглядных и словесных методов поможет успешному усвоению детьми программных задач; овладевать способами изображения форм предметов; выражать сюжетно – игровой замысел; овладеть техническими навыками.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.