Лилия Васильевна Доронина
Развитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретов
▼ Скачать + Заказать документы
Великий Альберт Эйнштейн сказал:
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привёл вас к этой проблеме».
Проблема формирования у дошкольников интереса к изобразительной деятельности и развития творческих способностей актуальна и по сей день. Привить любовь и дать представление о многообразии народного декоративного искусства также немаловажно. Из-за большой ёмкости и богатства программного материала требуются большие затраты труда и времени. Но заинтересованному в результатах своей деятельности воспитателю в современных условиях хочется построить свою работу по принципу: меньше затрат - больше объём полученной и усвоенной детьми информации. И, как следствие, хороший уровень знаний у дошкольников.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников через использование художественных трафаретов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Мысли на эту тему натолкнули меня на создание трафаретов.
Трафареты – это разнообразные фигуры, вырезанные из бумаги, прозрачной пленки, пластика, металла. Они бывают в виде растений, животных, в стиле «фентези», предметов. Их используют для четкого воспроизведения рисунка или конкретной картинки (например, буквы, цифры, символы, фигуры). Трафареты довольно распространены в точных науках. Недаром среди многочисленных отраслей работы можно выделить маркетинг, дизайн, искусство, живопись и множество других, где используют шаблоны и трафареты. Цветовое оформление абсолютно разное, от черно-белого до ярких красок.
Общепринято считать, что трафарет - это шаблон, и никакой пользы от способа рисования по трафарету нет, поэтому многие негативно смотрят на использовании в рисовании этой техники. Считают, что она мешает раскрытию творческого потенциала ребенка, гасит его фантазию. Но это заблуждение. Не стоит видеть в использовании трафаретов работу по образцу. Ребёнок, которому до этого не удавалось нарисовать красивые и эффектные линии и фигуры, нарисовав яркую, интересную работу при помощи трафарета сможет поверить в свои силы и способности к рисованию.
Что касается истории создания трафаретов в нашем образовательном учреждении, то выгдядело это следующим образом.
Во время работы с детьми подготовительной группы я реализовывала проект по декоративному искусству по направлениям: сказочная гжель, хохломская роспись, каргопольская игрушка, Жостово, дымковская игрушка, городецкая роспись. В ходе работы удовольствие получали не только дети, но и я лично. Я старалась использовать различный материал, пополнять уголок декоративно-прикладного искусства новыми демонстрационными пособиями.
В ходе реализации этого проекта в группе я пришла к выводам:
1. Детям необходимо упростить задачу подготовки образцов. Потому что не всем удается отразить задуманные композиции, выразить себя и создать что-то необычное и, конечно же, порадовать родителей.
2. Я отметила, что дети проявляют интерес к изделиям народных умельцев, преподнесению материала воспитателем. Но при создании образов очень быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. И взрослому требуется приложить немало усилий, чтобы удержать внимание ребенка и заинтересовать его.
3. Учитывая, что подготовка к продуктивным видам деятельности занимает очень много времени: чтение методической литературы по видам декоративно-прикладного творчества, тонирование бумаги для группы, заготовка шаблонов, зарисовка сюжета т. д.
Таким образом, решено было сделать трафареты совместно с родителями из нержавеющей стали. Из чего делают нержавеющую сталь?
Нержавеющая сталь является одним из самых популярных материалов для посуды. Она гладкая, устойчивая к коррозии, к ней ничего не прилипает. Кроме всего прочего, она обладает природным блеском, который манит и привлекает к себе взгляд. Благодаря наличию в сплаве металлов такого элемента как хром, нержавеющая сталь не вступает в контакт с элементами атмосферы. Поэтому мы можем наносить на трафарет различные быстросохнущие краски, акриловые краски, пластилин, клей. Поверхность трафарета не утратит свой блеск и не будет корродировать.
Давайте посмотрим слайд, который отражает действия детей с трафаретом : (см. слайд).
Дети с удовольствием используют этот трафарет для раскрашивания. Они получают представления о городецкой росписи, о тех лошадках, которые созерцали наши бабушки и дедушки. Девочки дорисовывают лошадок в стиле современных игрушек «Май литл пони» (моя маленькая лошадка, добавляя ей разные косички в розовых и голубых тонах, крылышки. Не у всех есть возможность их приобрести. Среди мальчиков распространены компьютерные игры «Прогулки на лошади», «Скачки на лошадях». Поэтому у них есть возможность сравнить лошадки прошлые и нынешние.
Далее как один из вариантов – городецкая ладья, сахарница из Гжели. (см. слайд).
Хочется отметить многофункциональность данных трафаретов :
- Их использование возможно на занятиях, в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной художественной деятельности;
- Возможно использование не только в рисовании, но и в лепке, аппликации.
- Можно сочетать различные техники и средства рисования и варьировать материал подложки; материал трафаретов достаточно прочный и подходит для многоразового использования.
Коллекция трафаретов, изготовленная совместно с родителями, периодически пополняется. Все трафареты находятся в уголке творчества и всегда доступны детям.
Применяя технологию работы с трафаретами, мы стимулируем развитие мелкой моторики рук. Работа с ними благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания. А самое главное, работа с трафаретами – это развитие органов чувств, эмоций, фантазии.
Освоив работу с трафаретами, дети переносят свои знания и умения на пустую подложку (бумагу, ткань, дерево, а также используют различный бросовый материал для создания замечательных картин, которыми можно украсить интерьер группы, подарить родителям или друзьям.