Валентина Наломова
Доклад «Развитие творческих способностей через музыку и игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Развитие творческих способностей через музыку и игру» музыкального руководителя школы №2 города Данилова Ярославской области Валентины Наломовой
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Наломова Валентина Николаевна.
Я - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Публикация «Доклад „Развитие творческих способностей через музыку и игру“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
30 лет занимаюсь музыкальным воспитанием детей в нашем любимом городе.
Мое педагогическое кредо: три моих всегда и три моих никогда:
Всегда –
Воспринимаю ребенка, как личность;
Помню: образование – ключ, труд – ключ к нему;
Помню, где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие;
Никогда –
Не останавливаюсь на достигнутом;
Не равнодушна к состоянию, поступкам, высказываниям детей;
Не ставлю себя выше других.
Чтобы прекрасному мне научиться,
Я музыке стала серьезно учиться.
Профессию яркую выбрала я,
Меня поддержала моя семья.
Мои преподаватели Виктор Алексеевич Сергеев, Сергей Георгиевич Овчинников, Юрий Петрович Струлис в конце 70 – х годов участвовали в опробировании программы по музыке Д. Б. Кабалевского.
И мы, студенты, принимали в этом самое активное участие.
Расскажу вам все с начала,
Как в профессию попала.
Много песен мне пропела
Бабушка моя.
И за эту радость детства
Благодарна я.
Музыкальный руководитель –
Мой первый в музыке учитель.
Борис Иванович играл,
С баяном песни распевал.
Его любила детвора,
Бежала на музыку с криком «Ура!»
Моя учительница литературы Лидия Ивановна рассказывая о своем педагогическом пути, о мечте стать учительницей, заканчивает свой рассказ словами:
«Счастлив тот человек, кто становится в жизни тем, кем с детства мечтал стать»
Мы с коллегами – друзья,
Нам без музыки нельзя.
Лидия, Юлия, Анастасия,
Наталья, Светлана, две Валентина,
Ирина и я, и две Катерины,
Вот музыкантов прекрасных картина.
Мы и творим и танцуем, поем,
Вместе с коллегами дружно живем.
Лучше нас – нет актрис,
Мы сыграем вам на «бис».
Сказки знаем назубок.
Мастер – класс – для всех урок.
В вокальном ансамбле «Родные напевы»
Под руководством Нины Ивановны пела
Чтобы молодой остаться,
Надо спортом заниматься.
В часы досуга не скучаю,
Салон музыкальный я посещаю.
Немного о себе я рассказала.
А сейчас ответьте на вопрос, коллеги: - О чем мечтают родители наших воспитанников?
Вы правильно подумали: - Чтобы их дети росли способными и талантливыми.
А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через музыку и игру»
Основная цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным Государственным стандартом дошкольного образования:
- воспитание в детях способности воспринимать и понимать
(в доступном объеме) произведения музыкального искусства.
Задачи:
- вхождение ребенка в мир музыки;
- развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;
- ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;
- развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;
- развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Для реализации своей темы мною разработана программа «Будем с музыкой дружить».
Разрабатывая ее, мною был изучен опыт педагога, музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского о выявлении возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей.
Нельзя не согласиться, что в основе развития творческих способностей, лежит стимулирование проявления инициативы детей.
Задачи:
- формирование основ
музыкальной культуры у дошкольников;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
- воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности;
- развитие детского музыкально – художественного творчества.
Важнейшим средством активизации развития творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях.
В развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
- накопление впечатлений;
- выражение творческого начала в зрительных, речевых направлениях;
- двигательные, речевые, музыкальные импровизации;
- создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: музыкального, пластического;
- собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано)
Для себя я выделила условия успешности детей в творческой деятельности :
- постоянное обогащение опыта детей впечатлениями;
- постоянная работа по обогащению музыкальных навыков и умений;
- увлеченное построение обучения;
- организация разнообразной богатой развивающей среды.
Музыкальные занятия протекают на позициях сотрудничества.
Так как в этом году в наших ДГ дети старшего возраста, то музыкальные мини – центры имеют дидактическую направленность.
Успешно развивать творческие способности детей, вероятно, может лишь тот педагог, который сам способен слышать музыку, понимать, перевоплощаться.
Я учусь этому всю жизнь и учу детей, используя элементы таких технологий, которые позволяют развивать индивидуальность каждого ребенка.
Они перед вами.
Информационно – коммуникативные технологии.
Цель:
- увлечь, заинтересовать, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Интегративная технология.
(Д. Б. Кабалевский)
Цель:
- развивать музыкально – художественное восприятие на интегративных занятиях.
Технология проектирования музыкально – обогащенной среды. (Б. Г. Ананьев, М. В. Крулехт,
В. И. Логинова, Э. П. Костина)
Цель:
- обеспечить первые проявления индивидуальности, активности.
Из наглядно – зрительных приемов на занятиях применяю следующие:
- показ разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности, не забывая о зеркальности при показе некоторых движений.
- для развития внимания и умения анализировать я использую «сравнительный показ».
В этом случае я показываю правильный и неправильный варианты исполнения движения. Кому – либо из детей предлагается объяснить, что педагог сделал и как надо сделать правильно.
- показ приема детьми, которые хорошо его освоили.
Показ какого – либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа лучше выполняют задание.
Игровые приемы помогают заинтересовать детей и вызывают желание выполнить задание лучше.
для чистоты интонирования использую игровой прием» «паровоз гудит, «эхо», «кукушка».
Чаще всего использую сочетание приемов:
- практический и наглядный метод (выполнение детьми упражнения по показу взрослого)
- наглядный и словесный метод (показ и объяснение педагога)
- тактильно – мышечная наглядность и упражнение (индивидуальная помощь педагога детям, которые по причине своих психофизических особенностей или пропуска занятий не справляются с заданием)
Чтобы научить детей понимать, любить музыку, чувствовать ее красоту, сформировать потребность к музыке применяю следующие виды музыкальной деятельности :
- восприятие музыки;
- исполнительство;
- творчество;
- музыкально – образовательная деятельность.
Приведу несколько примеров:
Знакомя детей средней группы по слушанию музыки с песней Старокадомского «Кукла»,
играем в игру «Спой имя куклы».
Ожидаемый результат – умеют импровизировать на 2 – 3 звуках.
С детьми старшей группы, разучивая песню Филиппенко «Детский сад», предлагаю выполнить творческое задание «С кем ты дружишь?»
Ожидаемый результат: импровизируют односложный ответ.
Детям подготовительной группы, при разучивании игры «Зеркало»,
Предлагаю выполнить творческое задание «Кто кого перепляшет».
Ожидаемый результат: могут, не повторяясь выполнить до 10
танцевальных движений.
В младшей группе, обучая детей игре на колокольчика»,
даю творческое задание «Позвени громко, тихо».
Ожидаемый результат: умеют чередовать различное звучание колокольчика в произвольном порядке.
По всем видам деятельности в моей программе включен не только м Моими союзниками в творческом развитии детей являются не только воспитатели, но и родители.
Для этого я использую различные формы работы. узыкальный материал, творческие задания, но и ожидаемый результат.
выступления на родительских собраниях;
- беседы;
- консультации;
- размещение информации на стендах;
- консультации на страницах районной газеты Северянка и на страничке дошкольных групп.
Вместе с детьми активно участвуем в различных конкурсах.
Думаю, что интерес к музыке, музыкальному творчеству зарождается именно в дошкольном возрасте.
Я рада, что на данный момент около 40 детей музыкальной школы этого учебного года когда – то ходили ко мне на музыкальные занятия.
Опыт моей работы по данному направлению распространен и обобщен. Познакомиться с ним можно в сборниках
Печатные сборники:
- «Актуальные проблемы образования»
Материал по теме «Воспитание ребенка средствами музыки».
- «Фестиваль педагогического мастерства»
Материал по теме: статья «Карлсон, возвращайся!».
- «Новая школа»
Материал по теме: конспект НОД в средней группе «Игровая интегративная деятельность с детьми 4 – 5 лет «Лошадка Зорька в гостях у детей»»
Материал по теме: конспект занятия НОД «Напевом скрипка чарует».
- «От теории к практике»
Материал по теме: статья «Сердце отдают детям»
Как музыкальный руководитель, я уже об этом говорила, я стремлюсь к постоянному росту и обучению.
И сегодня впервые для вас прозвучит, написанный мной, гимн Даниловской земле, в исполнении детей и педагогов наших дошкольных групп.
«Даниловская песнь».
Слова и музыка Валентины Наломовой.
Дружной семьею дети живут,
Книги читают и песни поют.
Припев:
Город любимый мой, древний, родной.
Город Данилов, гордимся тобой!
Солнце над Пелендой рано встает,
Гудок электричек трудиться зовет.
Припев.
Город венчает Казанский Собор,
Песню поет с нами ангельский хор.
Припев.
Пусть Ярославская крепнет земля,
Звени о Данилове песня моя!
Припев.