Ольга Кострикова
Самоанализ занятия в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Чудо-воздух, он везде!», соответствует календарно-тематическому планированию старшей группы ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности.
Анализ целей и задач
Занятие состояло из четырё х взаимосвязанных между собой этапов: организационный момент, мотивационно-ориентировочный, поисково- практический, рефлексивно-оценочный. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Установлена связь целей и задач с темой образовательной деятельности.
Публикация «Самоанализ занятия в старшей группе „Чудо-воздух, он везде!“» размещена в разделах
Конкретность и реалистичность цели и задач реализуется через соответствие возможностям и способностям детей старшей группы, а так же подготовленности детей к её решению на предыдущих занятиях. А именно:
- имея чувственный опыт и знания о цветах, дети могут сделать вывод о том, что воздух бесцветный;
- на базе развитого чувства обоняния и знания запахов, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух без запаха;
- основываясь на практическом опыте о свойствах предметов тонуть или плавать на поверхности воды, дети могут сделать вывод о том, что воздух легче воды;
- на базе практического опыта взвешивания предметов ручными весами дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух имеет вес;
- имея практический опыт надувания шаров, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух внутри нас.
- имея практический опыт наполнять предметы (мешки, целлофановые пакеты, дошкольники могут сделать вывод о том, что воздух вокруг нас.
Занятие построено на основе синтеза образовательных областей и решения образовательных, развивающих и воспитательных задач, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- определить роль воздуха в жизни человека;
- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;
- активизировать речевую деятельность детей.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;
- соблюдение двигательного режима во время занятия;
- сохранение здоровья и предупреждение утомления.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Анализ организации организованной образовательной деятельности
В ходе проведения занятия я использовала метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и материалами. Его применение дало детям реальное представление о воздухе, познание его свойств, качеств. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседа, вопросы к детям, словесное поощрение); наглядно - демонстрационный (видеописьмо, показ слайдов, показ наглядных пособий, карты-схемы); практический (проведение экспериментов) и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, анализ и синтез.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия. Вопросы были четко сформулированы, просты и понятны детям, соответствовали уровню развития детей, задачам занятия. Все дети свободно обращались ко мне за помощью в решении того или иного вопроса.
Анализ занятия открытия нового знания
В начале занятия я предложила детям посмотреть видеописьмо, которое вызвало у них внутреннюю потребность включения в исследовательскую деятельность (т. е. познавательную мотивацию). Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Для проведения экспериментов создала условия, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию подобрала и изготовила демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Продумала расположение и перемещение детей в предметно-пространственной среде, оснащение занятия техническими средствами обучения. Проектор использовался как для демонстрации примеров использования свойств воздуха в жизни, так и для создания эмоциональной обстановки в лаборатории. В работе с детьми использовала эксперименты, развивала логическое мышление, задавая вопросы на установление причинно-следственных связей. Построенное таким образом занятие получилось эффективным для открытия нового знания о воздухе. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности
В ходе занятия старалась поддерживать у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поисково-практического, рефлексивно-оценочного этапов. На протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу и самостоятельность, что способствовало развитию познавательного интереса, активности в исследовательской деятельности. При выполнении экспериментов сочетались следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Для реализации задач я подобрала приемы, которые помогли их решить и были основаны на игровых обучающих ситуациях. В ходе занятия я старалась побуждать детей к активной речевой и познавательной деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Соблюдение двигательного режима и дыхательные упражнения позволили повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, поэтому дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
В ходе занятия на поисково-практическом этапе я планировала развитие личностных качеств дошкольников: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результатов, отстаивать свое мнение, обобщать результаты экспериментов, которые реализовались в исследовательской деятельности.
Краткий инструктаж перед применением колющего предмета сформировал у детей навыки выполнения и первичные знания правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисково-исследовательской деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения. Планировала и осуществила логическую связь между этапами, работу по достижению целевых ориентиров, мотивацию и осмысленное отношение детей к деятельности на каждом этапе.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия эффективна, динамична. Во время занятия простраивала с детьми партнёрские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно - оценочном этапе занятия использовала игровой момент, в ходе которого проверка усвоения материала подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно словесным поощрением и вручением каждому медали.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор разнообразных методов и приёмов.
Дети проявляли самостоятельность и инициативу в выборе способов действий при решении поставленной задачи.
Считаю, что поставленная в начале занятия цель : открытие свойств воздуха достигнута, задачи выполнены.