Алеся Гетманчук
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Воздух — ты где?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе „Воздух — ты где?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательные: Способствовать обмену информацией о воздухе. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Развивающие: Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.
Воспитательные: Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов. Поощрять стремление договариваться между собой. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.
Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, полиэтиленовая пленка большого размера. Схема органов дыхания человека, тетради, груши медицинские.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель предлагает детям сделать дыхательную гимнастику (1-2 минуты).
. «Аромат цветов».Стоя, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».
Загадка о воздухе :
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Что это?
Воздух.
- А есть ли воздух в нашей групповой комнате? (ответы детей)
- Что мы можем о нем сказать? (ответы детей)
- Имеет ли воздух цвет, запах? (ответы детей)
Вдохните в себя воздух и выдохните.
- Видите ли вы воздух? (ответы детей)
А теперь попробуйте задержать дыхание.
- Долго ли вы сможете не дышать? (ответы детей)
Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. Вы хорошо знаете, как воздух «через нос проходит в грудь и обратный держит путь»? Давайте посмотрим. (Сопровождается показом на схеме органы дыхания человека.)
Воздух находится вокруг нас, он везде и он не видим.
- Как можно доказать, что воздух вокруг нас, можно ли его почувствовать, услышать или увидеть?
Давайте это проверим с помощью простых опытов.
Опыт №1
Воспитатель предлагает перейти детям к столам. (у каждого ребёнка всё необходимое для опытов)
Почувствуете ли вы воздух?
Помашите тетрадями возле своего лица.
-Что вы почувствовали? (ответы детей)
Опыт №2
Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся.
- Какой стал пакет? (толстый, надутый).
-Почему он стал таким? (ответы детей)
-Что заполнило пакет? (ответы детей)
Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели его.
Опыт №3
Услышите ли вы воздух?
Резко сожмите руками резиновую грушу.
Что вы услышали? (ответы детей)
Опыт №4
Воспитатель показывает детям опыт.
. На столе емкость с водой и пустая банка.
- Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть).
-Можно ли это доказать?
Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь я слегка наклоню банку и немного уберу из воды.
- Что появилось? (Пузыри).
- Как вы думаете, почему они появились? (ответы детей)
Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Опыт№5
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки, на дне которого лежит горох -Что вы видите в стаканчиках? (ответы детей)
-Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками.
-Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).
-Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. (ответы детей)
-Что нам может помочь? Правильно, воздух.
-Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).
- Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели.
-А что же делают наши горошины? Они двигаются.
-Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы.
Игра с воздухом «Парашют»
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки.
-Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная).
-Вы знаете кто такие парашютисты?
-Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Здорово мы поиграли с воздухом.
Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас с вами. Сейчас я докажу вам это с помощью опыта.
Опыт №6
Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается. - Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.
-Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.
Сегодня мы с вами узнали много интересного:
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух не видим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил горошины двигаться.
-С воздухом можно играть.