Марина Трамбовецкая
НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Воздух вокруг нас, воздух есть везде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение собственного познавательного опыта ребенка средствами опытно — экспериментальной работы. Формирование гуманистически направленного отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные :
-обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха : «прозрачный», «невидимый», «бесцветный», может заполнить объем и передавать запахи;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
Развивающие :
- развивать навыки проведения опытов;
Публикация «НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ в средней группе „Воздух вокруг нас, воздух есть везде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- развивать творческие способности, память, речь;
- активизировать мыслительные процессы и расширять словарь детей;
- продолжать развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с водой;
- воспитывать осознанное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, поощрения, художественное слово, пояснение, объяснение, вопросы проблемного характера.
Практические: помощь, игровые упражнения, рассказы детей, тактильные методы.
Поисковые. Опытно - экспериментальная работа, создание проблемной ситуации.
Формы организации: фронтальная.
Предварительная работа: домашнее задание: вместе с родителями нарисовать воздух, придумать рассказ, чтение стихотворений и загадок, наблюдения на прогулке, беседа с детьми о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер - движение воздуха.
Оборудование: Мини – лаборатория, трубочки, салфетки, чашка с водой, бутылки, фольга, камни, полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, баночки - 2 шт. ; стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей, чеснок, веера по количеству детей; песочные часы, воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Очень мы рады сегодняшней встрече!
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: - Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
- А кто знает, чем занимаются учёные?
- А где они работают? (лаборатория)
- Ребята в каждой лаборатории существуют правила ТБ. Обратите внимание у вас на столах много предметов, с которыми нужно быть аккуратными. Проходите и садитесь за стол.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте проверим, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: воздух «прозрачный», «невидимый», «бесцветный». Может заполнить объем, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
- А куда еще можно поймать воздух?
Дети: спасательный круг, жилет, воздушный шар, колесо и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы считаете, воздух есть в каждом предмете? (Ответы детей).
Опыт 2. Камень.
(Дети подходят к воспитателю)
Воспитатель: - А сейчас мы это проверим. (Достает камень и опускает в воду.) - Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, что это значит?
Дети: Есть воздух!
Физкультминутка.
Воспитатель: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Образуйте круг.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята. (Ответы детей) Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
А) - Сделайте губы дудочкой и выдохните воздух на ладонь.
- Какой воздух вы почувствовали? (холодный)
Б) - А теперь откройте рот широко и выдохните на ладонь.
- Какой воздух вы почувствовали? (теплый)
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Но как он к вам попадает?
Ответы детей. Через нос
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Верно, но мы можем его почувствовать.
Давайте встанем и проверим это на опыте.
Опыт 4. Физминутка - «Ветер» (с веером)
Ветер дует на меня,
(веером машут на себя)
Ветер дует от меня.
(веер от себя)
Ветер дует высоко,
(Встают на носочки)
Ветер дует низко
(садятся)
Ветер дует далеко,
(отводят руку в сторону)
Ветер дует близко.
(машут на себя)
Вы почувствовали ветер? Ребята, ветер это движение воздуха (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно воздух услышать?
Опыт 5: "Что звучит? "
Воспитатель: - Я вам предлагаю сейчас услышать воздух. Давайте возьмем бутылочки приставим их к нижней губе и подуем сбоку в горлышко.
- Что происходит с воздухом? (он свистит)
Давайте еще возьмем край листочка тонкой бумаги (можно фольгу) приложим его к губам и подуем вдоль нее так, чтобы получился звук.
Воспитатель: - Что происходит?
(Дети выдыхают струю воздуха, край листа дрожит, поэтому возникает звук.)
- А где в природе можно услышать звук воздуха? (ветер свистит, Шелест листьев)
Опыт 6. Запахи.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Но мы ведь можем его почувствовать носиком.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Угадай по запаху». (Дети закрывают глаза, воспитатель предлагает понюхать воздух (чеснок и апельсин).
- Вывод: Воздух движется и может передавать запахи.
Опыт 7. «Не дышу»
Ставит песочные часы,
В) - А теперь давайте проверим, как долго мы сможем не дышать. Закройте рот и нос и не дышите. (Дети выполняют)
- Легко ли вам было не дышать?
Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнуть?
Работа с рисунками детей.
Посмотрите: Какой рисунок нарисовала Ангелина вместе с мамой.
- Ангелина, расскажи, что ты нарисовала (рассказ о том, что бывает чистый и грязный воздух, стихотворение о воздухе)
Послушайте стихотворение:
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг — труба,
Над нею дым,
Оказался я под ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною, не пойму.
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
Здесь вопрос любому ясен:
Грязный воздух нам опасен.
Не летайте над трубой,
Вы рискуете собой!
Примерные вопросы к детям после рассказа Ангелины.
— Какой бывает воздух? Что загрязняет воздух?
— Дети, а что очищает воздух? (ответы детей).
Итог: - А теперь давайте расскажем, что мы узнали о воздухе.
- Ребята подготовили для вас вопросы, ответит правильно тот, кто слушал внимательно и опыты выполнял старательно.
- Что всегда в комнате есть, а увидеть его нельзя и потрогать нельзя?
- Места не занимает, цвета не имеет, запаха нет, веса нет, а без него нельзя.
- Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке на заборе.
- Собирал его горстями, положил в лукошко. Посмотрел – ничего не видать!
Воспитатель: Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне провести опыты в нашей лаборатории и понять, что такое воздух.
И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!