Получи документы

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?» (2 фото)

Ирина Тулебаева
Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе

Тема: «Воздух – какой он

Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. Задачи:

Публикация «Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе „Воздух — какой он?“» размещена в разделах

Образовательная область «Познавательное развитие». 1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.

2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный,невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный, способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Образовательная область «Речевое развитие».

1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе.

2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков - символов.

Образовательная область «Физическое здоровье».

1. Укреплять мышцы дыхательной системы носоглотки и верхних дыхательных путей путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 2. Научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».

Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям: мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.

Предполагаемый результат.

Ребё нок:

- сформирует первичные представления о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека;

- будет уметь решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы;

- сформирует умение делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования;

- научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки – символы;

- получит практический опыт проведения экспериментов.

Оборудование:

- Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

- Кубики.

- Прозрачный стакан, вата, миска с водой.

- Стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей).

- 2 апельсина. - Апельсины, порезанные на дольки. - Вееры по количеству детей.

- Воздушные шары по количеству детей. - Карточки, знаки - символы.

Методы, приёмы, формы:

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные: показ способа действий, знаки – символы.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия:

Мотивация и включение детей в деятельность.

- Ребята, прислушайтесь, нам звонят на скайп.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Это белочка Маша. Лисёнок Тимошка загадал мне загадку, а отгадать мне её никак не удается. Помогите, пожалуйста.

- Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас».

- Ребята, вы догадались, что это?

- В загадке говорится о невидимом веществе, которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека. - Сейчас мы с вами узнаем, что же это за вещество. Показать детям пакет, наполненный кубиками. – Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались? Освободить пакет от кубиков. Что в нём сейчас? (он пустой)

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»

- Попробую наполнить пакет тем невидимым, что находиться вокруг меня. - Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? - Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух. - Вот мы и отгадали с вами загадку Тимошки. Мы проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть все секреты воздуха. Знаками – символами будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.

Предлагаю детям назвать правила поведения при проведении опытов. - Ребята, а везде ли есть воздух?

Выслушиваю версии детей.

Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.

- А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?

- Да, он снова вокруг нас.

- Что мы сейчас узнали о воздухе?

Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает. - Ребята, скажите, а вы видите воздух?

- И я тоже его не вижу. Значит воздух какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно).

Вывод: воздух невидимый, через него всё видно.

Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз. - Ребята, а как вы считаете, воздух есть в любом предмете? Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыты. 1. Для этого опыта нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая? (дети трогают и говорят, что она сухая)

- Как вы думаете, в стакане кроме ваты ещё что-нибудь есть?

Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы.

Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно.

- Ребята, как вы думаете, какой стала вата? (в-ль предлагает детям потрогать).

(Вата осталась сухой).

- Если вата осталась сухой, значит в стакан не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?

Выслушиваю предположения детей.

- Правильно, ей помешал воздух, который находится в стакане.

Вывод: Воздух, который находится в стакане, не пускает туда воду.

А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдёт?

Дети высказывают своё мнение.

- А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).

- Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?

- Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

- Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?

- Воздух вышел, а его место заняла вода.

2. Как можно увидеть – есть ли воздух в камешках? Опустим камешки в воду. - Что вы видите? Это мелкие пузырьки воздуха. 3. Возьмём 2 апельсина. Отгадайте, какой из апельсинов утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет» : в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий апельсин на поверхность воды. - В морозную погоду, выдыхая тёплый воздух ртом, мы видим пар – это воздух тёплый в окружении холодного.

- Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус?

Ответы детей.

- Ребята, а у воздуха есть вкус?

Как мы можем это проверить? Ответы детей.

- Наберите ртом воздух, у него есть вкус?

Ответы детей.

Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.

Обозначение на листе – перечёркнутые губы.

Фото «Воздух — какой он?»

- Ребята, а еще я хочу открыть вам секрет, что воздух прячется внутри человека, воздух есть внутри нас. - Берем стаканчики с водой и трубочку, опустим трубочку в стакан с водой и будем дуть. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх). Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Вывод: Воздух легче воды.

Ребята, мы дуем в трубочку и воздух выходит из нас и появляются пузырьки, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. - Мы воздух выдыхаем, но как он к нам попадает? Как, ребята, вы знаете? (Через нос) Конечно, все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Показывают). Когда мы просто вдыхаем или выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет). Но мы можем почувствовать воздух носиком. - Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?

- Как мы можем это проверить?

- Вдохните воздух носом.

- Что вы чувствуете?

Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.

Обозначение на листе – перечёркнутый нос. - А сейчас? (Открываю банку с нарезанными апельсинами) - Возьмите веер и помашите сначала на себя, а потом друг на друга. - Что вы чувствуете? (В лицо дует ветер) - А как появился ветер? (когда мы машем веером появляется ветер) - Ветер – это движение воздуха, которое распространяет запахи. Теперь в группе пахнет апельсинами. Ребята, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики «Самолёт».

Мы отважные пилоты

За штурвалом самолёта (руками изображают, как крутят штурвал).

Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох).

Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).

Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).

Мы летаем высоко (руки поднять вверх).

Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль)

Мы летали, утомились

И на стульчики приземлились! (присесть).

- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?

(дыхание)

- Как вы думаете,что использует человек для дыхания?

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

- Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать?

- Вы что-то слышите?

Вывод: Воздух не имеет звука.

Обозначение на листе – перечёркнутое ухо. - Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложите пальцы к горлу и скажите – «ааааааа». Ощущаете дрожание горла?

Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.

Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух. - Так чем же мы дышим? (воздухом) - Давайте вдохнём воздух. Куда он попал? (в нос.) Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в лёгкие. - Ребята, давайте проведём опыт. Возьмите шарики – надувайте и сдувайте их. Вот так работают лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом. - Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (наши лёгкие висели бы, как сдутые шарики, мы не смогли бы жить.) - Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. (нам нечем дышать) - Без воздуха нет жизни. А как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Кислород нам дают листья деревьев и растения. Поэтому их нужно беречь и заботиться о них. - Все ваши письма с символами мы отправим белочке Маше – пусть она раздаст их всем лесным зверятам, чтобы они тоже всё узнали о воздухе. Кто хочет рассказать, что написано в его письме? (Дети рассказывают о воздухе, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха)

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка». Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе Воспитатель Вифлянцева Е. А. Цели: 1. опытным путем выявить свойства воздуха, его роль в жизни человека; 2. создать эмоционально положительную.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе. «Воздух — какой он?»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе. «Воздух — какой он?» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: - познакомить детей с воздухом и его свойствами.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 179» Тема: «На лугу у реки золотые огоньки» Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Осеннее путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Знакомство с магнитом» .

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Наш родной край» Цель: Закрепить знания детей о Хабаровском крае. Программные задачи: Обогащать представления детей о Хабаровском крае и его расположении.

Конспект НОД по экологии и познавательному развитию «Воздух, как его обнаружить» Интеграция областей: «Социально –коммуникативное», «Речевое развитие». «Физическое развитие» Цель: показать, что воздух есть вокруг нас,.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему «Воздух» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе; активизировать.

Занятие по познавательному развитию для подготовительной группы «Вот какой Я!» Цель: познакомить детей с внешним строением,возможностями тела человека (умением бегать, прыгать, петь, слушать, смотреть, помогать другим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»
Опубликовано: 21 января 2016 в 18:34
+62Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тулебаева (УИ 405237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД