Екатерина Попова
Роль педагога-психолога в социально-профессиональной модели работы с дошкольниками и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Увеличение темпа жизни, кризисные явления в обществе,большой объем информации – эти и многие другие факторы повышают «температуру» общества и требуют развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого – педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в образовательных учреждениях, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку.
Публикация «Роль педагога-психолога в социально-профессиональной модели работы с дошкольниками и родителями» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Нужно так же отметить, что современный этап развития возрастной психологии, коррекционной педагогики и системы коррекционно-развивающего обучения характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Возрастает число детей с нарушениями развития, не сформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Это вызывает необходимость изучения детей не только до, но и в процессе их организованного обучения для определения и постоянной корректировки, индивидуализации процесса обучения и развития каждого ребенка. На протяжении 10 – 15 лет вместе с формированием гуманистических ориентаций в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка. Как социальный организм дошкольное образовательное учреждение находится в общем вихре тенденций нашего бурного века.
Психолог в детском саду – сегодня это словосочетание употребляют как сотрудники дошкольных учреждений, так и родители, но к сожалению не все воспитатели и родители хорошо себе представляют смысл и содержание его работы.
В педагогической практики сформировалась определенная необходимость в психологическом знании о ребенке. Именно единство потребностей практики образования в научном знании о детях дошкольного возраста и готовность науки удовлетворить и углубить эти потребности можно рассматривать как основное условие реального решения задач полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.
Итак, все начинается с детства. Оно во многом определяет «взрослую» жизнь человека. Но мы хотим обратить внимание на другую грань детства. На самобытность, самоценность «счастливой невозвратимой поры детства» (Л. Толстой). Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». От нас, взрослых. «специалистов по детству», зависит не только будущая судьба человека, но и его сегодняшняя радость бытия, открытий, общения и творчества. Особенно велико значение детских психологов - генеральных конструкторов детского развития.
Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении включает широкий диапазон профессиональных действий:
1) Работу с детьми :
наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе детского сада, определение социометрической структуры группы, социометрического статуса детей, изучение поведения детей «звезд», «лидеров», «пренебрегаемых», «изолированных»;
разработка методов диагностики и коррекции психологического климата группы, ознакомление с результатами работы воспитателей, обеспечение каждому ребенку благоприятного положения в группе сверстников;
индивидуальная работа по диагностике уровня психического развития детей и разработка методов коррекции в случае необходимости;
индивидуальная и групповая работа с детьми с целью определения своеобразия их
творческих способностей, а также готовности к обучению в школе;
выявление детей, имеющих трудности в общении - агрессивные, робкие, застенчивые; в поведении - упрямые, капризные, конфликтные, непослушные; в обучении - дети, не усваивающие учебного содержания, соответствующее данному возрасту; в эмоциональном развитии - тревожные, возбудимые дети, имеющие специфические психофизиологические особенности, - аутичные, гиперактивные, гипоактивные, инфантильные и т. д.
2) Работу с родителями :
психологические просвещение родителей, формирование у них психологической культуры;
консультирование родителей детей, поступающих в детское учреждение по вопросам адаптации ребенка к новым условиям жизни, учебной деятельности и общения;
консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, поведенческие трудности, а также затруднения в познавательной сфере;
разработка рекомендаций по организации жизни ребенка в семье, проведение
специальных занятии, тренингов в случае необходимости;
участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
3) Работу с воспитателями :
определение типа межличностного взаимодействия воспитателя и его оптимизация в случае необходимости;
анализ работы воспитателя группы и помощь при затруднениях в налаживании межличностных отношений с детьми;
участие в педсоветах, посвященных вопросам воспитания, обучения и особенностям психического развития детей;
Формировать, развивать психологическую культуру - это значит научить человека познавать самого себя, успешно действовать в двух мирах своего существования: внутриличностном пространстве собственной души и межличностном пространстве взаимоотношений и общения с другими людьми.