Кравцова Евгения Михайловна
Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами!".
Антуан де Сент-Экзюпери.
Под термином «акватерапия» или «гидротерапия» подразумевается излечение водой, а именно наблюдения, игры, закаливание. О благотворном влиянии воды на человека известно с древних времен.
Публикация «Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога» размещена в разделах
Акватерапия- это эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы взрослых и детей. Ее воздействие значительно деликатнее, чем традиционные психотерапевтические методы, а также не вызывает сложности в понимании форм и методов работы с детьми.
Взаимодействие с водой помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В настоящее время постоянно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями. У большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционной работе игровых технологий.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам акватерапии. Акватерапия является эффективным методом психологической работы с детьми с ОВЗ, в основе которой лежит «игра ребенка с водой». Это естественная, ненавязчивая и доступная форма деятельности. Вода, как особенный, естественный пластичный, гибкий и безопасный материал обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким развивающим условием. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции.
Игры с водой на занятиях педагога-психолога – одни из любимых детских забав, которые не только доставляют детям радость, но и знакомят с окружающим миром, стабилизируют эмоциональный фон, развивают коммуникативные навыки, благотворно влияя на психику. Игры с водой — мощное средство самовыражения ребенка, средство познания, особенностей мышления, воображения, волевой сферы. В работе с детьми вода дает много возможностей. Акватерапия формирует положительный эмоциональный настрой, способствует снижению эмоционального напряжения и скованности, развивает произвольность и самоконтроль, развивает мелкую моторику, память, внимание, воображение. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. Следует отметить, что игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами. Их спектр широк и разнообразен.
На занятиях по акватерапии можно организовать следующие игры-упражнения:
«Здравствуй водичка»- опускаем руки ребенка в емкость с теплой водой, шевелим пальчиками.
«Тепло — холодно» — опускаем руки ребенка в емкость с прохладной и теплой водой.
«Хлопни ладошкой» — ударяем ладошкой по поверхности воды.
«Веселые капельки» — опускаем руки ребенка в емкость с водой, потом вынимаем и видим «дождик».
«Утята» — игра с резиновыми утятами.
«Тонет-не тонет» — помещаем игрушки различной плотности в емкость с водой.
«Кораблики» — помещаем кораблики в емкость с водой.
Игры с заводными плавающими игрушками.
«Достань игрушку» — достаем игрушки со дна емкости с водой.
«Налил-вылил» — переливаем воду различными емкостями [5,с. 26]. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (3-4 человека). Перед играми с водой дети надевают фартук, тем самым приучаясь содержать место в чистоте. Если ребёнок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятия. К каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход.
Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово (потешки, стихи). Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей — шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. Таким образом, акватерапия является эффективной игровой технологией в коррекции и реабилитации. Вода не только доставляет детям большое удовольствие, но и развивает, знакомит с окружающим миром, стабилизирует психоэмоциональное состояние, снимает напряжение. Используя игровые технологии в работе с детьми ОВЗ, мы оказываем огромную помощь детям в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе.