Cветлана Кузьмина
Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями
Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями».
Цель проверки: определить качество работы с семьями воспитанников, эффективность проводимых мероприятий и определить перспективы развития по данной проблеме.
Задачи:
1. Активизировать внимание педагогов к разнообразным формам работы с родителями.
Публикация «Аналитическая справка „Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
2. Оценить эффективность результатов деятельности педагогов по работе с родителями.
3. Выявить передовой педагогический опыт по работе с родителями.
4. Повысить педагогическую грамотность в работе с родителями.
5. Провести контроль и анализ работы педагогов по направлениям:
система планирования работы с родителями (проверка и анализ планов работы с родителями);
использование и размещение для родителей наглядной педагогической пропаганды;
работа на официальном сайте ДОУ – как одна из форм работы с родителями посредством применения ИКТ.
организация и проведение групповых родительских собраний.
Результаты контроля:
Первое направление
Результаты анализа планов работы с родителями в группах.
№5. План состоит из 3-4 мероприятий на месяц, куда входят инструктажи, консультации, выставки детских работ, памятки, развлечения, утренники.
Замечания:
План написан, без учета годовых задач учреждения, родительское собрание запланировано только 1 раз, что противоречит годовому плану учреждения.
№6. План написан подробный по месяцам. Каждый месяц разделен на темы недели. В каждой недели педагоги используют разные формы работы: консультации, памятки, наглядную агитацию, работа на сайте группы, беседы, совместная продуктивная работа по темам недели.
Замечаний нет:
№10. Каждый месяц плана состоит из 7-8 мероприятий, связанных с годовыми задачами учреждения консультациями, буклетами, оформление альбомов, памяток, стендов, совместных фотоколлажей.
Замечаний нет:
№13. План прописан с целями и разделен на разные формы работы: активная форма работы, наглядная информация, индивидуальная работа. В каждом месяце прописаны по 4 вида работ с родителями.
-В активной форме прописаны: консультации, фоторепортажи. выставки, родительские собрания, конкурсы, беседы, трудовая совместная деятельность.
Замечание:
Не отражена работа с родителями через сайт учреждения
№4. План разбит помесячно на мероприятия и формы проведения. Каждый месяц состоит из 5 мероприятий в виде бесед, памяток, выставок, конкурсов, выставки детских работ.
Замечание: не все годовые задачи отражены в плане, не отражена работа педагогов на сайте учреждения.
№1. План на месяц разделен на 7 мероприятий в течении месяца, в котором отражены все формы работы с родителями. Просматриваются годовые задачи.
Замечаний нет:
№11.
Ежемесячно план разбит на 7-8 мероприятий с родителями, который отражают сезонность, годовые задачи. Отражена работа на сайте учреждения.
Замечание:
Не просматривается участие детей с родителями в совместных конкурсах. Отсутствует опросы, анкетирования родителей.
№8. План разбит на темы недели, в котором отражены разные виды работ с родителями и по годовым задачам и подготовки детей к школе, совместные продуктивные виды работ. Формы работы многообразны.
№3. План отражает годовые задачи учреждения, прописаны разные формы взаимодействия с родителями.
Замечания:
Отражать работу на сайте, опросы, анкетирование родителей, планирование разных форм проведения родительских собраний
№12. План состоит из 6-7 мероприятий в месяц, где прописаны цели, формы проведения и ответственные. Отображены годовые задачи и мероприятия учреждения.
Замечаний нет:
№9. План написан подробные, учтены разные формы, презентационные материалы.
Замечания:
Прописывать ответственных педагогов и их фамилии.
Выводы:
Планы работы с родителями ведутся во всех группах, кроме группы №7. В которых отражаются ознакомление родителей с локальными актами, инструктажами по сезонным изменениям. Проводятся различные формы информирования в виде: консультаций, бесед, папок-передвижек, буклетов, бесед. Совместная деятельность представлена в виде совместных поделок, фотоколлажей, газет, итоговых мероприятий. Образовательная деятельность по темам недели ведется в соответствии с тематическим планом работы в группе. Хочется отметить подробные планы, где отражены годовые задачи, темы недели, мероприятия, а также разные формы проведения мероприятий с родителями в группах №8, №6. Обратить внимание группе №5 на составление более подробного плана работы с родителями.
Рекомендации:
1. Планировать разные виды работ с родителями в виде семейных досугов, викторин, семейных посиделок и др.
2. Отражать в планах работу на сайте учреждения.
3. Совестное участие родителей и детей в различных конкурсах.
4. Запланированные мероприятия в плане должны быть выполнены ежемесячно.
5. Планирование разных форм проведения родительских собраний.
6. Председателю творческой группе разработать рекомендованную форму плана работы с родителями на следующий учебный год. В срок до 20.05.2015 года.
Второе направление
«Использование и размещение для родителей наглядной педагогической пропаганды»
Проверка показала, что все педагоги творчески отнеслись к оформлению наглядно-информационных стендов для родителей.
Формы, используемые воспитателями для подачи наглядного материала разнообразны:
1. Постоянный информационный стенд для родителей (сетка СОД, режим дня, лист здоровья, психолого-педагогическая информация для возрастной группы).
2. Стенды со сменяемым материалом : «Уголок здоровья»; «Уголок музыки»; «Уголок физкультуры». В группах комбинированной направленности № 5,12 имеются уголки «Советы логопеда».
3. Во всех группах систематизированы и оформлены папки по воспитательно-образовательной работе: «Права детей». «Советы врача» «Азбука безопасности». «Скоро в школу»; «Игра-это серьезно!»; «Наша жизнь день за днем» и т. д.
4. В группах № 1,4,6 предложены рекламно-информационные буклеты.
5. Доска объявлений. В этом разделе помещаются объявления различного характера и официальная информация.
6. Во всех возрастных группах имеются уголок «Тема недели», где размещена информация о целях, задачах, деятельности педагогов и детей в течении недели.
7. В течении недели оформляются выставки (тематические выставки, где демонстрируются успехи, достижения детей по освоению программы. Дополнения к письменной информации рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду, аппликации и т. д., сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
8. Папки-передвижки. В них подбирают и размещают информацию в соответствии с заданной темой и целями, которые воспитатели преследуют в данный момент. Выставляется новый теоретический наглядный материал с картинками по теме, заданиями для детей, подборкой игр, стихов, загадок.
9. В группах собраны папки с локальными актами и листами ознакомления с данными документами.
10. В группах № 8, 10 имеются портфолио, где педагоги и дети собирают, систематизируют и фиксируют результаты деятельности группы, достижения в различных областях.
Выводы:
1. Педагоги детского сада активно используют различные информационные методы работы ДОУ с семьями воспитанников: наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские, что дает донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
2. Вся наглядно - педагогическая информация несет разнообразную информацию (правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую).
3. Информация соответствует критериям актуальности, доступности, значимости, сменяемости, соответствует задачам воспитания детей данной возрастной группы, не перегружена профессиональной терминологией, эстетично и красочно оформлена.
4. Педагоги сочетают в работе по взаимодействию с родителями традиционные и нетрадиционные формы работы.
5. Педагоги стараются рационально использовать наглядную информацию.
6. Информационный материал краткий, доступный, эстетично оформленный и соответствует годовым задачам и приоритетным направлениям дошкольного образовательного учреждения.
Рекомендации:
1. При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
2. В уголках должна транслироваться только полезная и актуальная информации.
3. Педагогам всех групп рекомендуется внедрить в практику журнал «Отзывы и предложения родителей о работе группы», где родители могли бы предлагать тематику родительских собраний, консультаций, вопросы, пожелания и т. д.
4. В группе № 1, 4, 8, 10 собрать документы с локальными актами в одну папку.
5. Раздать на группы памятки по оформлению родительского уголка (Приложение 3).
6. Раздать на группы правила для качественного функционирования наглядно- информационного материала (Приложение 4).
Третье направление
«Работа на официальном сайте ДОУ – как одна из форм работы с родителями посредством применения ИКТ»
Педагоги активно внедряют информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Используется электронная почта, мультимедийные технологии для работы с родителями. Все педагоги ДОУ имеют личную страничку на сайте Дневник. ru. Ведение сайта ДОУ дает педагогам непосредственно приобретать и повышать практические умения информационной компетентности, использовать различные способы представления педагогической информации с помощью ИТ. Любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
По электронной почте наиболее быстро педагоги пересылают текстовые сообщения и файлы, содержащие графическое изображение, фото и другие виды сообщений, что дает педагогам общаться с родителями. Такой вид общения служит для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Со страниц электронной почты родители получают оперативную информацию:
1. о методах сбережения здоровья детей;
2. их безопасности;
3. правилах поведения ребенка в семье и в обществе;
4. полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников;
5. фотоотчеты с мероприятий;
6. получение информации группы;
7. расписании НОД,
8. о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и т. д.
Совершенствуют навыки передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий. Педагоги имеют достаточный уровень владения следующими умениями владеют способами и методами применения ИТ в работе родителями:
o используют компьютер как педагогическое техническое средство;
o умеют разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
o умеют использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
o знают способы представления педагогической информации с помощью ИТ.
o умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
o владеют навыками поиска информации в сети Интернете;
o владеют программой навыками создания презентаций.
Подробный анализ работы на каждого педагога представлен (Приложении 2).
Выводы:
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с родителями в ДОУ;
успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
В ДОУорганизовано интерактивное партнёрское взаимодействие между педагогами и родителями.
Расширились возможности предъявления разнообразной, прозрачной, открытой, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации родителям об воспитательно-образовательной работе педагогов.
Рекомендации:
1. Продолжать вовлекать родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ;
2. Обязательным является наличие контактов, чтобы родители могли оставлять свои отзывы, комментарии, вопросы. Также активной формой является гостевая книга, опрос, возможность оставлять комментарии – т. е. родитель может не только читать информацию, но и общаться с сотрудниками детского сада.
3. Размещайте информацию по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; о проведение родительских собраний (цели, задачи, решение); оформленные буклеты, электронные портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности; консультации, рекомендации.
4. Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
5. Размещение презентаций, используемых при проведении НОД, при проведении родительских собраний.
6. Тестовую информацию оформляйте корректно (пишите для кого адресована информация, оформляйте титульные листы, информацию пополнять картинками и фотоматериалом.
7. Создайте страничку под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.
8. Корректно составляйте письма (Приложение 5).
Четвертое направление
«Организация и проведение родительского собрания в группах»
Во всех группах были проведены тематические родительские собрания как самая активная форма работы с родителями. В традиционной форме прошли мероприятия для родителей в группе №4, №13. В нетрадиционной форме прошли собрания в группе №5 - занятие тренинг "Игровая гостинная"; группе №3,6 - КВН; группе №1,7,8,11,12 - семинар практикум; группе №10 - круглый стол.
Тематика была разнообразной. Перед родителями выступили педагоги с просветительским материалом по здоровьесбережению, безопасности, воспитательно-образовательной работе, поднимались вопросы развития образовательной организации, взаимодействия детского сада и семьи. Темы соответствовали возрастным особенностям детей, годовым задачам и приоритетным направлениям МБДОУ "ИБСКВ Сказка".
В группах № 4,5,13 были приглашены узкие специалисты (педагог - логопед, руководитель по физическому воспитанию, психолог, которые выступили со своими актуальными проблемами.
В группах была проведена предварительная работа, а именно педагоги использовали: анкеты, опросы, тесты, организовали интересные выставки с наглядным и дидактическим материалом. Подготовили памятки, буклеты, мудрые высказывания философов, цитаты писателей.
Этапы проведения родительских собраний были выдержаны (вступительная часть, основная часть, заключительная часть).
Структура собрания состояла из теоретической части и практической. В практической части выполнялись практические задания всеми родителями:
- разучивание точечного массажа,
- разучивание разминки,
- обыгрывание ситуаций,
- коммуникативные, ролевые, имитационные, подвижные игры.
Все практические задания соответствовали теоретической части собрания.
Педагоги использовали интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые игры, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, анализ педагогических ситуаций, решение педагогических ситуаций.
Все педагоги использовали ИКТ - просмотр видеороликов, презентаций.
Подведение итогов собрания заключалось в определении:
- темы следующего собрания,
- сроков проведения,
- оценка организации и проведения собрания.
В заключении раздавались памятки, опросники, буклеты.
Выводы:
Хочется отметить изобретательность, профессионализм педагогов в проведении мероприятия. Родители являлись не пассивными слушателями, а активными участниками.
На всех собраниях создавалась атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, сотрудничества.
Рекомендации:
1. Используйте музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано и т. д.
2. Вступление должно быть короткое, эмоциональное, настраивающее на беседу и дискуссию.
3. Не просите обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивать не более 3-4 человек.
4. Не следует упрекать и поучать родителей.
5. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
6. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
7. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
8. Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
9. Благодарите на каждом собрании за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей (вручение призов, грамот).
10. Учитывайте социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при планировании родительских собраний.
11. В протоколах родительских собраний фиксируйте активность родителей в виде вопросов, пожеланий, предложений.
12. Придерживайтесь правил (Приложение 6).
13. Проводите всегда самоанализ собрания (Приложение 7).
Общие выводы:
• Сотрудничество с родителями воспитанников и активное включение их в деятельность является основной задачей педагогического коллектива. На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика, но и имеют возможность объективно оценить уровень работы ДОУ. В свете ФГОС и согласно годовой задаче ДОУ - произошло объединение ДОУ и семьи в одно воспитательно-образовательное пространство развития дошкольников.
• Для построения эффективного взаимодействия детского сада и семьи педагогами используются как традиционные, так не традиционные формы сотрудничества.
• Контроль по теме «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДО с родителями» показал, что работа педагогического коллектива детского сада ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Результатом сотрудничества с семьёй явилась активная позиция родителей в воспитании детей, оказание различной помощи в проведении образовательного процесса. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ.
• Создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Родители стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
• В листах анализа проведения родительских собраний и отзывах о проведении родительских собраний дана высокая оценка проведенных мероприятий, отмечено качество проведённой работы.
• Проверка показала, что уровень профессионального мастерства педагогов достаточный:
педагоги осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия; обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников; владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей; умеют ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д. ; умеют планировать предстоящее общение; признают ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; стремятся к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
Общие рекомендации:
1. Внедрять и совершенствовать нетрадиционные формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
2. Воспитателям старших и подготовительных групп планировать и реализовывать опыт по использованию проектного метода в работе с родителями.
3. Чаще включать в план работы совместные мероприятия родителей и детей.
4. Учитывать социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при планировании мероприятий для родителей.
5. Систематизировать материал по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным.
6. Планировать задачи на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год. Для осуществления полноценной оценки и выяснения мнений родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают чаще использовать различные тесты, анкеты, опросники.
7. Обобщать и внедрять передовой опыт работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения.