Любовь Николаевна Мироненко
«Проделки Бармалея». Конспект занятия по подготовке обучения грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА «ПРОДЕЛКИ БАРМАЛЕЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие по подготовке обучения грамоте на тему «Проделки Бармалея», относится к образовательной области «Познавательное развитие» и проводится в форме игры-путешествия и актуально тем, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятия-дать ребенку ощущение уверенности в своих силах. Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.
Выбранная тема занятия призвана систематизировать и проверить знания детей. Через содержание данного занятия, дети учатся анализу и синтезу, конструктивному мышлению, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; путём интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная информация Примечание
1. Ф. И. О. педагога Мироненко Любовь Николаевна
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей Познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Проделки Бармалея»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия - Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию проверить знания детей);
- Активизация деятельности в процессе занятия (различные задания, создание проблемной ситуации, обследование, анализ, выводы);
- Организация практической деятельности детей (беседа; наблюдение, решение задач, проведение опыта);
- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза);
- Оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).
3. Интеграция образовательных областей - Социально-коммуникативное развитие (социализация: работа детей в команде, принимать и находить решения; учить уважительно относиться к сверстникам)
• - Познавательное развитие (Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
• Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
• Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
• Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
• Развивать речь детей.
• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
- Речевое развитие (подготовка к обучению грамоте: звуковая культура речи: беседы, рассказывание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок)
- Физическое развитие (смена видов деятельности, физминутка, пальчиковая гимнастика).
4. Возрастная группа: Группа общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет
5. Цель: Познакомить детей со звуком[й], буквой й
6. Задачи:
6.1
Образовательные
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
-Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
-Формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
-Совершенствовать навык составления предложений по схеме.
6.2 Развивающие -развивать речь детей.
-развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
- упражнять в умение анализировать, делать простейшие умозаключения;
-аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;
- принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- совершенствовать мелкую моторику рук.
6.3 Воспитательные - воспитывать активность, аккуратность, чувство товарищества;
- воспитывать умение слушать воспитателя и товарищей;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать ее;
- воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться.
7. Планируемые результаты: - самостоятельны, умеют наблюдать, анализировать, делают выводы;
- развита речь, наблюдательность, мыслительная активность;
-владеют художественно-творческими способностями, свободно экспериментируют;
-развито воображение и чувство композиции;
-умеют действовать самостоятельно;
-сформировано умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
-умеют анализировать, делать простейшие умозаключения;
-сформировано умение аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;
-принимают активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
-развита логическое мышление, память, внимание, воображение;
-развита мелкая моторика рук
- сформированы активность, аккуратность, чувство товарищества;
-умеют слушать воспитателя и товарищей;
-сформировано доброжелательное отношение к окружающему миру;
-умеют самостоятельно понимать учебную задачу и решать ее;
-сформировано нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) -магнитная доска, изображения почтовых ящиков, картинки Бармалея, попугая, настенная касса букв, слоговые таблицы, изображения буквы й, схемы предложений
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Повторение слоговой структуры слова, правил о количестве гласных звуков и слогов в слове
Конспект занятия
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети стоят у доски и рассматривают картинку «Зимние забавы»
В. Дети сидят на стульчиках
(На телефон воспитателя приходит сообщение)
Воспитатель : Ребята, я получила тревожное сообщение, от одного мультяшного героя. Хотите узнать от кого?
Он живёт в просторной клетке,
Говорить с ним любят детки:
Зря его ты не ругай, повторюшка.
Дети: Попугай.
1 мин
1.2 Мотивация деятельности детей Воспитатель : Правильно это попугай, какой звук вы услышали в конце слова попугай? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно Й, ребята, попугай Кеша обратился к нам за помощью. (картинка попугая) Бармалей и его друзья похитили звук и букву Й, из слова ПОПУГАЙ, и теперь Кешу называют ПОПУГА… Даже не представляю, что можно сделать.
Дети: Помочь найти букву й
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Воспитатель:
Ой посмотрите, мне на компьютер пришло электронное письмо. (письмо) Это письмо от Бармалея: «Если вы хотите, что бы я вернул, вам звук и букву Й, выполните задания моего квеста»
Воспитатель: Будем выполнять задания?
Дети: Да
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Задание 1.(индивидуальная работа)
Найдите в группе мягкую игрушку, в которой есть звук Й (дети находят зайца).
На зайце записка, распределите письма по ящикам
Воспитатель: Нужно помочь зайчику разнести почту. Если слово начинается с гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
8 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Задание 2. (коллективная работа) Новая тема.
Воспитатель :Следующее задание, вам поможет выполнить музыкальный инструмент в котором есть звук Й. Дети находят балалайку.
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? (канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)
-Городской транспорт? (Троллейбус)
Воспитатель : -Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й?
- Согласна с вами - в середине и в конце слов. В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йог», «йогурт».
Воспитатель: Произнесите этот звук. Гласный он или согласный? Почему?
Дети: Звук [й] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его нельзя петь.
Воспитатель: Звук [й] звонкий или глухой?
Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [й]. Горлышко вибрирует.
Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».
На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука (колокольчик)
Воспитатель: Звук [й] мягкий или твёрдый?
Дети: Этот звук мягкий.
Воспитатель: Звук [й] особенной, он всегда мягкий.
Воспитатель: - А теперь давайте дадим полную характеристику звуку Й
Дети: Этот звук согласный, звонкий, может быть только мягким.
Зрительная гимнастика, чистоговорка:
Ай_ай-ай- скоро май.
Уй-уй-уй -ветер,дуй
Ой-ой-ой- возьми меня с собой
Эй-эй-эй- воды попей
Задние 3.
Воспитатель : Следующее задание прикреплено к предмету, который помогает измерять длину и ширину. (ответы детей -линейка). (линейка)
Составление предложений из слов (групповая работа)
Зайка, сел, куст, под
Чайка, морем, летает, над
Задание 4.
Воспитатель: Следующее задание, вы найдете прикрепленным к предмету, который используют ваши мамы для кипячения воды (чайник). Дети находят предмет.
Прочитайте слова, определите сколько слогов
Май, сойка, гайка, чай, лентяй
Физминутка
На лугу растут цветы, небывалой красоты
(потягивания – руки в стороны).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.
(потягивания – руки вверх).
Дует ветер иногда, только это не беда
(дети машут руками, изображая ветер).
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки (наклоны).
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Ребята, понюхаем цветы на нашей поляне.
(Через нос делают глубокий вдох, выдох через рот)
Воспитатель: Выдыхаем через рот и говорим «Ах-х-х-х, как хорошо пахнет цветок».
(повторить 3-4 раза)
Воспитатель: Отдохнули, пора отправляться дальше.
Задание 5.
Воспитатель: Следующее задание вы найдете под предметом, с помощью которого поливают цветы (лейка).
Работа в тетрадях
Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [й], найдите эту букву?
Дети находят в настенной кассе букву й
Воспитатель: Это буква й.
На доске размещается крупное изображение буквы
Воспитатель: На что похожа буква й (картинка)
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши
Дети высказывают варианты ответа. (картинка)
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?
Дети: Буква й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.
Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на зрительные ориентиры.
Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем на столе
Пальчиковая гимнастика.
Дети продолжают выполнять задания.
Воспитатель: Ребята обратите внимание, с помощью разных заданий мы помогли Кеше вернуть звук и букву [Й] в его название, не обманул нас Бармалей и теперь он не попуга… а попугай, а помогли нам предметы в которых тоже встречается звук Й. Давайте их назовем. Дети называют отгадки: чайник, балалайка, лейка, зайка, линейка. (картинка)
2 мин
2.3 Актуализация ранее приобретенных знаний
9 мин
III Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: Ребята, с каким звуком и буквой мы познакомились?
Кеша благодарит за помощь детей.
Рефлексия.
- Ребята, если вам было легко выполнять задания, возьмите цветные картинки попугая, если трудно, то черно- белые изображения
2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Дидактическая игра Разработка дидактической игры