Елена Калюжина
Роль музея «Русская изба» в развитии связной речи старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная в настоящее время. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С целью приобщения детей к народной культуре, традициям в нашем учреждении был создан музей «Русская изба». Это было ещё в 2004 году. Наш музей помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через знакомство с предметами быта русского народа, произведениями декоративно-прикладного искусства, знакомство с детским русским фольклором.
Публикация «Роль музея „Русская изба“ в развитии связной речи старших дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Темочки
В организации музея принимали участие и сотрудники детского сада, и родители воспитанников, и жители нашего посёлка. Музей стал любимым местом в детском саду, как для детей, так и для педагогов. В уютной избе приятно послушать любимую сказку или рассказ воспитателя о жизни и быте русского народа, поиграть в народные игрушки, послушать народные песни. Прялка, ухват, чугунок, русская печка – теперь для наших воспитанников это не пустые слова, а названия предметов, которые можно рассмотреть и потрогать. Это вызывает живой интерес у детей, помогает в развитии речи.
Посещение музея помогает в развитии связной речи старших дошкольников с ТНР. Ведь ребёнку порой бывает сложно рассказать о предмете, который он видел только на картинке. Чтобы помочь ребенку составить описательный или сравнительный рассказ, пересказать текст, мы в своей работе по развитию связной речи часто используем метод наглядного моделирования. Этот метод позволяет достаточно легко описать малознакомый предмет старины, сравнить его с предметом современной жизни, а также пересказать текст, рассказанный педагогом. Так, например, при изучении темы «Обувь», мы с детьми посетили музей и познакомились с такой обувью, как лапти и валенки. Для закрепления темы детям было предложено составить описательный рассказ о валенках. В этом детям помогли схемы наглядного моделирования.
Образец рассказа по схемам-моделям:
Это валенки. Валенки – это русская обувь. Они бывают разного цвета: черные, серые, белые. У валенок есть пятка, носок, подошва, голенище. Валенки делают из овечьей шерсти. Они очень теплые. Валенки носят зимой, когда на улице очень холодно. Эту обувь могут носить все: и мужчины, и женщины, и дети. У меня есть валенки, я обуваю их в сильные морозы и не замерзаю!