Приложение МААМ

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности»

Светлана Журавлёва
Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного образования старших дошкольников. Представлен опыт проектной деятельности, способствующий ознакомлению детей с культурой родного края, выделены компоненты и этапы развития познавательного интереса.

Публикация «Консультация „Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности“» размещена в разделах

Развитие связной речи с как сложного личностного образования происходит в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. На мой взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать информацию, является проектная деятельность. Под проектной деятельностью мной понимается востребованная современной информационной ситуацией, адекватная познавательным потребностям детей, деятельность, направленная на развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализации самостоятельно или совместно с воспитателем, реализуя эмоционально-волевую сферу в процессе познания (Т. Г. Кобзева).

На основе анализа педагогической литературы, я выделила следующие компоненты проектной деятельности детей и их родителей:

- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена детьми и их родителями проектной группы;

- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

– разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

– реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

– оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).

Проектная деятельность в присвоении культурного наследия направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект-объектных к установлению субъект-субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.

Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа. «Любовь к родному краю, знание его истории -основа, на которой должен и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет.

Возможности изобразительного искусства в процессе формирования интереса ко всему прекрасному, искусству, культуре трудно переоценить. Реализация проектно-исследовательской деятельности на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ ведет к изменению позиции воспитателя. Он «превращается» в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников. В связи с этим изменяется и психологический климат в группе, так как воспитателю приходится переориентировать работу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проектная деятельность позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья», развивает познавательный интерес дошкольников.

В ходе работы над проектом мы уделяли особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Уровень их сформированности оценивался по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Искусство нашего района представляет собой малоизвестную и недостаточно изученную область для детей. Процесс развития интереса к познанию культуры родного края в проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста включал в себя три последовательных этапа:

- возникновение устойчивого, ситуативного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в специально организованных взрослым ситуациях познания;

- развитие устойчивого, вне ситуативного интереса, который проявляется в устойчивом желании детей общаться со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края не только в специально созданных ситуациях, но и вне ситуативно;

- становление устойчивого, вне ситуативного, избирательного интереса к познанию истории и культуры родного края, который проявляется в активном, устойчивом желании детей познавать доступными способами историю и культуру родного края (обращение к взрослому, сверстникам, осуществление поиска информации с помощью вопросов независимо от организованной ситуации). Разработанный мною комплекс занятий предназначался для детей старшего дошкольного возраста и включал 5 проектов : «Музей», «Народное декоративно-прикладное искусство», «Город, в котором мы живем», «Памятники», «Природные заповедные места».

Содержание педагогической работы по развитию связной речи детей через приобщение культуре родного края строилось в соответствии с выделенными этапами, и было направлено на решение задач:

- воспитание устойчивой потребности к изучению культуры родного края, развитие сосредоточенности и внимания к познавательной информации;

- овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к культурному наследию родного края, к искусству народа России, к его художественным традициям как части мировой культуры;

- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности.

Проведенная мною работа показала, что проектная деятельность в культурно-исторической сфере способствует активному развитию связной речи через культурно-историческое наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми, обеспечивающих со-развитие взрослого и ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности»
Опубликовано: 1 января 2021 в 20:14
+167Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Журавлёва (УИ 403378) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД