Любовь Васильева
Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи. Дети с ОНР требует большего участия педагогов в их игровой деятельности в силу неустойчивости интереса к игре, чем нормально развивающиеся их сверстники.
Именно в сюжетно-ролевой игре повышается речевая активность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.
Принципы, которые лежат в основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей:
Публикация «Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи в процессе сюжетно-ролевых игр.
С целью развития связной речи у дошкольников с ОНР проводится система коррекционных занятий в логопедической группе с использованием сюжетно-ролевой игры в течение всего учебного года.
Работа осуществляется по этапам:
1. Диагностический.
Параметры измерения уровня речевого развития детей:
- выявление объема активного словаря,
- выявление состояния звукопроизношения,
-выявление состояния контекстной речи,
- выявление состояния грамматического строя речи,
-выявление состояние связной речи.
Используются следующие методики:
Методика № 1: «Какой?» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметы хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например, мяч, ложка, чашка, машинка, кукла, звезда
Процедура проведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть. В ходе игры задают вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагают ребенку погладить предмет, надавить, смять и т. д. спрашивают: «Какой….?», чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.
Методика№2:«Назови что видишь» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки.
Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.
Методика № 3: «Образуй слова».
Цель: выявить умение образовывать множественное число имен существительных.
Материал: 10 картинок изображением предметов в единственном числе, например, мак, свеча, кот, муха, глаз, клетка, цветок, шляпа и т. д.
Процедура проведения: предлагалось назвать приведенные логопедом картинки, например; глаз-глаза, окно-окна и т. п.
Методика № 4: «Опиши картинку» (Д. Б. Эльконин).
Цель: определить умение составлять связный рассказ.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок и просят ребенка рассказать, что изображено на ней, например такую серию:
1. " Девочка держит расческу".
2. "Девочка расчесывает волосы".
3. "Девочка сделала прическу".
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.
Учитель-логопед сообщает воспитателям группы результаты диагностики речевого развития детей с ОНР.
Результаты диагностики следующие:
Речевой опыт детей ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает сложности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы:
Выполнение воспитателями заданий учителя логопеда по развитию связной речи в вечернее время.
Планирование и проведение сюжетно-ролевых игр.
Наблюдение за процессом сюжетно-ролевых игр.
Пополнение картотеки сюжетно-ролевых игр.
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Консультации, рекомендации, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Совместное оформление странички сайта группы.
2. Формирующий этап.
Воспитатели совместно с логопедом планируют сюжетно-ролевые игры, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты сюжетно-ролевых игр.
Конечно, сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с ОНР с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца воспитатели указывают лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
В еженедельные задания в «Тетради взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей логопедической группы» включаются упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.
Следует разграничить функции учителя-логопеда и воспитателей в процессе работы над сюжетно-ролевыми играми.
Учитель-логопед формирует первичные речевые функции у детей с ОНР, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.
Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической игрушкой) проводит логопед в форме занятия, а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляют воспитатели.
Индивидуально и с подгруппами детей воспитатель формирует игровые умения у дошкольников. Он обучает ролевым умениям, развивает возможности их речевого общения между собой и с взрослым. Например: «Экскурсия по городу», где все дети пассажиры в автобусе и делают остановки в таких местах, как «Магазин игрушек» с возможностью купить игрушку, «Зоопарк», с возможностью покормить животных и рассказать о них, «Аптека» с приобретением необходимого оборудования и препаратов для лечения животных и т. п.
В игры дети вовлекаются постепенно. На первых порах педагогам приходиться выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов игр.
Необходимо учитывать, сто дети с ОНР быстро утомляются в игре. Педагоги, руководя игрой, переключают детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное от речевых возможностей каждого. Например, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» воспитатель играет роль продавца, а в следующий раз он эту роль уже поручает кому-нибудь из детей, а сам играет роль покупателя, направляя игру в этой роли. И каждый раз педагог расширяет сюжет игры с помощью вопросов.
В арсенале педагогов группы имеется картотека сюжетно-ролевых игр. Ежедневно воспитатели проводят работу по созданию специальных условий для развития сюжетно-ролевой игры детей логопедической группы. Учитывая, что у детей с ОНР снижено понимание обращенной речи и относительно низкий активный словарь, побуждают обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки или предмета, следят за тем, как ребенок понимает речь взрослого. И воспитатели, и логопед просят назвать или показать предмет и игрушку, о которой идет речь в игре. Постоянно побуждают детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
Это способствует:
-закреплению навыков пользования инициативной речью,
-совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря как пассивного, так и активного,
-формированию грамматического строя речи и т. п.
Огромное значение для усвоения названий предметов и действий с ними является активное манипулирование ими самими детьми. Все действия с игрушками и предметами педагоги обозначают словами, тем самым идет обогащение речи глаголами.
Подражая взрослым ребенок, играя с игрушками и одновременно слушая педагога, быстро запоминает ее название и действия с ней.
Обязательно дается качественная оценка действию с игрушкой или предметом (Заяц прыгает высоко, умываем хорошо лицо и руки куклы, легко причесываем волосы кукле, высоко подбрасываем мяч и т. д.).
Обращаем внимание на порядок выполнения действий (Сначала развязываем пояс на платье, затем расстегиваем пуговицы, снимаем платье через голову, и т. п.). Только тогда происходит развитие чувства языка, когда дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом.
Учитель-логопед, наблюдая за воспитателями и детьми в процессе сюжетно-ролевой игры, отмечает положительные моменты, а также анализирует те виды работ, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Именно такие посещения показывают учителю-логопеду картину коррекционно-развивающей работы, расширяют представления о методах, приемах, технологиях сюжетно-ролевых игр, которые используются воспитателями.
В играх воспитатели имеют возможность выявить запас слов детей, умение строить фразу, темп речи (очень медленный или быстрый, недостатки речи (заикание или запинки, сообщив затем учителю-логопеду. Воспитатели учат детей выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением
Для актуализации имеющихся у детей речевых средств учитель-логопед активно использует в занятиях игровые сюжеты. Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Учитель-логопед в своей работе использует эффективный прием: совместное придумывание рассказа или сказки.
Именно в игре, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласовании совместных действий, т. е. развивается речевая активность детей, а именно, связная речь.
Совместная деятельность воспитателей и логопеда в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми требует создания предметно-игровой среды, подбора методов и приемов работы, индивидуального подхода к детям.
Логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям.
3. Заключительный этап
Он проводится с целью оценки эффективности проведенной работы по развитию связной речи через сюжетно-ролевые игры. Педагоги отмечают, что меняются роли детей и постепенно растет уровень развития игры: усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, самостоятельность, повышается речевая активность.
Замысел игры более устойчивый, появляется длительная перспектива игры. Во время игры дети включают в общий план новые идеи и образы, т. е. планомерность и согласованность в игре сочетаются с импровизацией. Эпизоды из сказок, общественные эпизоды занимают значительное место в их играх. Разнообразно комбинируют в играх знания из наблюдений, мультфильмов, книг, рассказов взрослых. Используются разнообразные средства выразительности. Речь занимает все большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Именно через речь раскрывается сущность ролевых отношений. Словом заменяются игровые действия. Постепенно возникает свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом.
Итак, сюжетно-ролевая игра оказывает большое значение на развитие связной речи у детей с ОНР, способствует взаимодействию с другими людьми.
Воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия;
В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится транслировать свои действия и намерения, согласовывать их с другими. И без специальной помощи со стороны педагогов не обойтись.
Только при слаженной работе всего педагогического коллектива нашего детского сада, родителей детей, мы добиваемся положительных результатов по развитию речи посредством сюжетно-ролевых игр. Такое взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями не во многих детских садах реализуется в полной мере. Это зависит от многих причин, прежде всего от руководства детского сада, от личностных особенностей учителя-логопеда и воспитателей, от их желания совершенствовать процесс речевого развития дошкольников.
Литература:
1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд. – М. : АРКТИ, 2004.
2. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. - М. : Просвещение, 1976.- 96с.
3. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. - М., 1999.