Дудинская Марина Александровна
Рекомендации для родителей по развитию речи у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать +Заказ
Уважаемые родители!
Предлагаем вам задания, которые помогут развитию связной речи у детей
с нарушениями интеллекта :
- побуждаем детей к повторению звукоподражаний, слов,
- оречевляем выполняемые действия,
- учим составлять предложения с использованием картинок,
- учим составлять описательные рассказы о предмете с помощью схем (вначале в форме диалога) :
- учим составлять предложения по сюжетной картине (вначале в форме диалога,
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию речи у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
- учим составлять небольшой рассказ по сюжетной картине
(после образца взрослого,
- учим составлять рассказ по серии сюжетных картин
(начинаем с 2-х картинок, вместе со взрослым,
- учим пересказывать небольшие известные сказки «Репка» и др., небольшие рассказы о животных, птицах
(используем наглядность, вначале в форме диалога)
Тема: «Детский сад. Игрушки.»
Уважаемые родители, для закрепления данной темы предлагаем следующие задания:
Закрепляем с ребёнком знания о детском саде, который он посещает: название, название группы, имена, отчество воспитателей, помощников и т. д.
Закрепляем знания об игрушках:
- Кому нужны игрушки?
- Для чего нужны игрушки?
Дидактическая игра «Как играть с игрушкой?
(Мяч - катать, бросать. Машинку – катать, возить. Куклу – качать, кормить, одевать и т. д.
Д/и «Отгадай по описанию»
Взрослый описывает игрушку, не называя её, а ребёнок должен угадать её название. Например: «Он красный, круглый, резиновый». (мяч)
Д/и «Какой, какая?»
- Мяч из резины (какой)- резиновый
- Мишка из плюша (какой) – плюшевый и т. д.
Тема «Профессии»
Уважаемые родители! Для закрепления данной темы предлагаем Вам следующие задания:
Закрепляем знания о профессиях работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра, учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.
Расширяем словарный запас, учимся правильно называть действия людей разных профессий: повар –готовит, учитель – учит и т. д.
Д/и «Кому что нужно для работы?»
Кому нужны бинты, вата, мазь? (медсестре)
Кому нужна кастрюля, сковорода, половник? (повару)
Кому нужна ручка, указка, книга, тетрадь? (учителю)
Д/и «Четвёртый лишний»
(Найди лишний предмет, объясни свой выбор: бинт, вата, мазь, указка и др.
Людям каких профессий нужны эти предметы)
-Развиваем внимание, память, мышление, речь ребёнка.
Тема «Человек, части лица и тела»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
Закреплять знания ребё нка о себе: фамилия, имя, возраст, пол.
Закрепляем представления о своё м теле: название частей тела, учить показывать на себе и других.
Д/и «Не ошибись»
Взрослый предлагает ребёнку прятать глаза (уши, нос,колени, живот и т. д., закрывая руками, но при этом сам закрывает другую часть тела или лица. Ребёнок должен заметить ошибку взрослого и не ошибиться сам.
Выполняем упражнение, проговариваем слова и выполняем движения:
Это- правая рука,
Это- правая нога,
Ухо правое у нас,
А вот это - правый глаз.
Тема: «День Защитника Отечества»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
Д/и «Ответь на вопрос»
-В какое время года отмечают праздник?
- Кого называют защитниками Отечества?
- Чей праздник? (мужской или женский)
Д/и «Один -много»
Н-р: Один танк- много танков и т. д.
Для развития мелкой моторики рук выполняем пальчиковую гимнастику:
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота-
Рота за ротой!
(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).
Тема: «Праздник 8 Марта»
Уважаемые родители, для закрепления данной темы предлагаем следующие задания:
Беседуем о празднике:
- В какое время года отмечаем праздник?
- Кого поздравляем в этот день?
Д/и «Какая мама?» (бабушка)
Ребё нок подбирает слова прилагательные: добрая, ласковая и т. д.
Вместе с ребё нком учим стихотворение:
Вот подснежник на поляне,
Я его нашёл.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвёл.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник от её тепла.
Тема: «Наш дом. Бытовые приборы»
Уважаемые родители, для закрепления данной темы предлагаем следующие задания:
-Закреплять с детьми знания о бытовых приборах: утюг, холодильник, телевизор, фен и их назначении.
-Рассказать детям о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами.
Развиваем внимание, мышление и память ребё нка в играх:
Д/и «Какого прибора не стало?»
Перед ребёнком выкладываем 4-5 картинок с изображением бытовых приборов, затем одну картинку убираем или меняем местами.
Ребёнок называет чего не стало, или что изменилось.
Д/и «Четвёртый лишний» (ребёнок должен найти лишний предмет и объяснить свой выбор)
Тема: «Зимующие птицы»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
-Закрепляем с детьми название зимующих птиц, их внешний вид, повадки.
Развиваем внимание и память ребё нка в играх:
Д/и «Какой птички не стало?»
Выкладываем перед ребёнком картинки с изображением 4-5 зимующих птиц, затем 1 картинку убираем. Ребёнок называет какой птицы не стало.
Д/и «Узнай по описанию»
Взрослый описывает птицу, не называя её, а ребёнок должен её назвать и найти соответствующую картинку.
Н-р: Это зимующая птица, тело у неё покрыто перьями, есть голова, туловище, два крыла, две лапки, хвост. Грудка у неё жёлтая. (Синичка)
Д/и «Назови ласково»
Н-р: птица- птичка и т. д.
Слова: крыло, лапа, клюв и т. д.
Тема «Деревья»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
-Вместе с детьми закрепляем название деревьев: берёза, липа, дуб, клён и т. д.
-Развиваем мышление ребёнка, учим отгадывать загадки:
-Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей. (берёза)
-У какого дерева все детки с рождения в беретиках, когда с деревьев упадут, своих беретов не найдут (дуб)
-У какого дерева резные листья летом и ранней осенью зелёного цвета, а поздней осенью жёлтого и красного. (клён)
Д/и «С какого дерева лист?»
Н-р: лист березы- березовый лист….
Тема «День Победы»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте следующие задания:
Закрепляем с ребё нком представления о празднике:
- в какое время года отмечаем праздник?
- кому посвящён этот праздник?
- кто такие ветераны?
- как поздравляют ветеранов?
Развиваем память ребёнка
Вместе учим стихотворение о празднике:
Майский праздник-День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Математика
Уважаемые родители! Для закрепления основных цветов предлагаем вам следующие задания:
Д/и «Разноцветная вода»
Оборудование: четыре баночки с водой, краски четырёх основных цветов, кисточка.
Взрослый предлагает ребёнку покрасить воду в баночках и правильно назвать получившийся цвет.
Д/и «Запомни и раскрась»
Ребёнок запоминает цвета предложенных предметов, затем правильно раскрашивает картинки и называет цвет.
Например:
Математика
Уважаемые родители! Для закрепления умения сравнивать предметы по величине предлагаем следующие задания:
Д/и «Большие и маленькие»
Учим ребёнка находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь.
Оборудование: «чудесный мешочек», геометрические фигуры двух размеров.
Из «чудесного мешочка» ребёнок выбирает геометрические фигуры заданной величины.
Д/и «Две корзины»
Закрепляем умение делить предметы по величине на 2 группы (большие и маленькие)
Оборудование: игрушки двух величин, большая и маленькая корзинка (ведро).
Ребёнок раскладывает большие игрушки в большую корзину, маленькие- в маленькую. Называет их, сравнивает по величине.
Математика
Уважаемые родители! Для закрепления умения сравнивать предметы по высоте предлагаем следующие задания:
Д/и «Домик для матрёшки»
Оборудование: строительный материал, 2 матрёшки разной величины
Ребёнок по заданию взрослого строит домик для каждой матрёшки
Учимся сравнивать несколько предметов по высоте, правильно, используя в речи слова «высокий – низкий», «выше- ниже», «одинаковые по высоте»
«Покажи ёлочки от самой высокой до самой низкой»
Тема «Мой дом. Мой город»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
Закрепляем с ребёнком представления о своём доме, квартире:
- Знакомим с частями дома (подъезд, этаж, лестница и т. д)
-назначением комнат в квартире;
- Запоминаем домашний адрес
Развиваем мелкую моторику рук, выполняем пальчиковую гимнастику:
Сколько в доме этажей?
Этот дом- одноэтажный.
Этот дом- он двухэтажный
А вот этот трёхэтажный.
Этот дом он самый важный:
Он у нас пятиэтажный
(разгибаем пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Закрепляем представления о городе Брянске: знакомим с достопримечательностями, главными улицами, площадями города.
Математика
Закрепляем цвет, форму, величину предметов, понятия «одинаковые», «разные»
Дидактическое упражнение: «Выложи узор»
Ребёнок выкладывает на поверхности стола геометрические фигуры по словесной инструкции взрослого (красный круг, синий квадрат, желтый треугольник) и т. д.
Развиваем мышление, мелкую моторику
Д/у «Собери пирамидку»
Д/у «Собери матрёшку»
- Покажи самую маленькую матрёшку, самую большую матрёшку и т. д
Тема: «Перелетные птицы»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте следующие задания:
-Закрепляем с детьми название перелетных птиц, их внешний вид, повадки.
-Развиваем внимание, память и мышление ребё нка в играх:
Д/и «Запомни и назови» (запоминаем 5 картинок перелетных птиц).
Д/и «Кого не стало?»
Выкладываем перед ребёнком картинки с изображением 5-6 перелетных птиц, затем 1 картинку убираем. Ребёнок называет какой птицы не стало.
Д/и «Угадай по описанию»
Взрослый описывает птицу, не называя её, а ребёнок должен её назвать и найти соответствующую картинку.
Д/и «1- много» (аист- аисты, журавль- журавли ….)
Тема «Цветы»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте предложенные задания:
-Вместе с детьми закрепляем название цветов: роза, тюльпан, одуванчик и др., их части (стебель, листья, лепестки, различные виды цветов (лесные, полевые, комнатные, цветы клумб)
-Развиваем внимание, память и мышление ребё нка в играх:
Д/и «Запомни и назови» (запоминаем 5 картинок цветов).
Д/и «Чего не стало?»
Выкладываем перед ребёнком картинки с изображением 5-6 цветов, затем 1 картинку убираем. Ребёнок называет чего не стало.
Д/и «Назови ласково»
Н-р: тюльпан- тюльпанчик….
Д/и «1- много»
(роза- много роз….)
Тема «Насекомые»
Уважаемые родители! Для закрепления темы используйте следующие задания:
-Вместе с детьми закрепляем название насекомых (муравей, стрекоза, кузнечик…., их внешний вид.
-Развиваем внимание, память и воображение ребё нка в играх:
Д/и «Запомни и назови» (запоминаем 5 картинок насекомых).
Д/и «Кого не стало?»
Выкладываем перед ребёнком картинки с изображением 5 насекомых, затем 1-2 картинки убираем. Ребёнок называет кого не стало.
Д/и «Угадай по силуэту»
Д/и «1- много»
(муравей- муравьи….)