татьяна репитор
Опыт работы «Возможности театрализованной деятельности для развития инициативности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию представление из опыта работы «Возможности театрализованной деятельности для развития инициативности у дошкольников»
Возможности театрализованной деятельности для развития инициативности у дошкольников
Публикация «Опыт работы „Возможности театрализованной деятельности для развития инициативности у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театральная деятельность –это одно из средств поддержки детского творчества и инициативности у дошкольников. Ребенок дошкольного
возраста неутомимый исследователь, он все хочет знать, все понять, во всем
разобраться, у него есть свое особое видение окружающего мира и
театрализованная деятельность помогает понять и познать этот мир, давая
большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности.
Театрализованная деятельность учит замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обычном.
Театральная деятельность знакомит с детской литературой, музыкой,
изобразительным искусством, этикетом, обрядами, традициями, ну и самое
главное, способствует развитию у детей творческой инициативы, развивает у
дошкольников коммуникативные качества, помогает застенчивым и
малоактивным детям преодолеть свои волнения, страх и показать свою
индивидуальность.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность.
Основная цель: создание атмосферы творчества и доверия через театрализованную деятельность для развития инициативы и самостоятельности детей;
Для ее реализации были определены следующие задачи:
а) создать предметно-развивающую среду, которая будет стимулировать
инициативу дошкольников;
б) подобрать этюды, упражнения, творческие задания такого характера,
которые развивают способности детей;
в) воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
г) формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
д) закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
е) развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
Таким образом, хотелось бы поделиться своим опытом работы в нашем детском саду по театрализованной деятельности, как одной из игровых технологий направленных на развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.
Для стимулирования детского творчества и инициативности в театрализованной деятельности в нашей группе я создала театральную зону, в неё вошли;
- оборудование театральной ширмы для показа кукольного театра, сундучка для игр с ряжением;
- разные виды театров (пальчиковый театр, театр на деревянных ложках, настольный, теневой театр, «Куклы би ба-бо»;
- костюмы и маски сказочных героев с помощью которых мы обыгрываем известные сказки или придумываем свои сказки на заданную тему.
Театральные зоны также оснащены книгами, шаблонами для изготовления масок, элементами костюмов, атрибутами, декорациями.
Дети-дошкольники любят разыгрывать небольшие сценки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.
Дети учатся самостоятельности, учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечаниям сверстников и взрослых, делать свои выводы.
При построении педагогического процесса, можно использовать две
формы театрализованной деятельности : непосредственная работа педагога с детьми и нерегламентированный вид театрализованной деятельности по желанию детей.
Непосредственная работа педагога с детьми предполагает подготовку и проведение театрализованных постановок.
Нерегламентированная деятельность может осуществляться ежедневно
в утренние и вечерние часы. В это время можно проводить различные театральные игры и упражнения, речевые игры, на развития внимания, памяти и воображение:
«Затейники», «Запрещенное движение», «Зеркало», «Хлопки».
Игры помогают развивать у детей память, а значит быстро учить текст, роль к спектаклю.
Игра на развития воображения «Море волнуется» дает детям возможность придумывать различные образы: морских обитателей, лесных зверей, необычных животных.
Рекомендуется также проводить театрально-игровые этюды и упражнения,
такие как «Угадай, что я делаю», «Кто я».
Интересна и такая форма работы, когда ребятам предлагается объединиться в группы по интересам и разыграть какую-нибудь сценку. В этот момент дети становятся не только артистами, но и режиссерами. Такие игры-фантазирования развивают у дошкольников фантазию, воображение. Они самостоятельно придумывают сюжет, героев, подбирают костюмы. Такие игры, упражнения способствуют развитию у детей творческих способностей, инициативы, развивают партнерские отношения.
Наши дети очень любят участвовать в праздничных мероприятиях, будь это Новый год или Масленица или День Победы, им также дается право выбора и свободы, какие стихи они будут учить, в роли какого героя хотели бы выступить, вместе с родителями ищут или шьют костюмы. Совместная работа воспитывает уважительное отношение, чувство принадлежности к семье, обществу детей, обществу взрослых. Родители являются большими помощниками и участниками и верными зрителями. Ребенок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества, включает себя в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок, освоение образцов и норм поведения.
Порой взрослому и умному человеку бывает не легко выйти и выступить пред слушателями, донести до них свои знания и мысли. В своей роли, в выступлении ребенок осознает свою значимость, ответственность.
Ему самостоятельно приходиться регулировать свои действия, принимать решения, проявлять инициативу, воображение, проявлять находчивость. Он учиться справляться со своими комплексами, стеснениями, зажатостью. Любая роль требует достоверного и точного знания текста, ребенок берет на себя ответственность выучить и запомнить роль. Это требует от него не только концентрации внимания, памяти, но и приложения усилий над собой. Развивает сосредоточенность, чувство самостоятельности и ответственности.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Таким образом, работа по развитию инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.
Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творчески самостоятельной личностью.
Спасибо за внимание!