Ирина Резник
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.
Экспериментируя ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Публикация «Опыт работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель:
Развитие познавательного интереса, любознательности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность и интерес детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
Прогнозируемый результат:
• В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети научатся проводить эксперименты с объектами.
• Научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
• Научатся выявлять существенные свойства и признаки веществ, материалов, предметов.
• Повысится познавательный интерес к деятельности с различными материалами, наблюдательность, любознательность детей
• Дети смогут применить свои наблюдения в разных видах деятельности
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по теме.
2. Поиск информации по данной теме в интернете.
3. Подбор занимательных опытов и экспериментов.
4. Пополнение уголка, подготовка материала для опытно-экспериментальной деятельности, для исследования.
Основной этап:
Беседы, отгадывание загадок.
«Для чего нужна вода»
«Чудеса природы» (природные явления)
«Для чего нужен воздух»
«Что ты знаешь о почве»
«Что из чего сделано»
Отгадывание загадок по теме.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой
Определение свойств воды:
Вода не имеет вкуса
Цель: исследовать воду на вкус
Цель: узнать, имеет ли вода форму
Вода не имеет формы
Описание: На поднос несколько раз наливается вода. Дети зарисовывают получившуюся лужицу и замечают, что рисунок каждый раз разный.
Вода прозрачна
Цель: исследовать воду на прозрачность
Исследование состояний воды
Снег и лед – это состояния воды
Цель: убедиться в том, что снег и лед состоят из воды
Описание: Снег и лед растаяли в теплом помещении.
Пар –это состояние воды
Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды.
Описание: Над горячей водой нужно подержать зеркало, появляется пар.
«Растворимость веществ в воде»
Цель: проверить растворимость веществ в воде
Описание: В стаканы помещаются различные вещества, размешиваются ложкой.
Сахар и соль растворились в воде
Песок опустился на дно
Мука опустилась на дно, вода стала мутной
Масло поднялось на поверхность
«Очищение воды от примесей»
Цель: проверить, можно ли очистить воду
Описание: Вода с различными примесями пропускается через фильтр, сделанный из салфетки и ватного диска. Масло, мука и песок оседают на фильтре. Вода становится почти чистой.
Взаимодействие воздуха и воды
Цель: Наблюдать процесс попадания воздуха в воду
Описание: Через соломинку подуть в стакан с водой. Пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт «Тонет – не тонет»
Цель: Исследовать плавучесть предметов
Описание: Дети опускают предметы в воду, предполагая утонут или нет
Вывод: всплывающие предметы пористые, в них есть воздух, вода выталкивает их на поверхность
Опыт "Движение воды вверх"
Цель: Наблюдать процесс передвижения воды
Описание: В стакан налить воды. Взять салфетку. Нарисовать на ней фломастером рисунок. Опустить край салфетки в воду. Вода начинает подниматься по салфетке и окрашивать ее.
Вывод: салфетка имеет пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают вверх воду.
Опыт «Две рыбки»
Цель: показать, что соль повышает плотность воды
Описание: В два стакана налить воды и бросить кусочки янтаря. Янтарь утонет. В один из стаканов размешивая насыпать соль. Через некоторое время янтарь всплывет.
Вывод: плотность соленой воды больше, чем у пресной.
Опыт «Почему плавает подводная лодка»
Описание: В таз налить воды и утопить в нем стакан дном вверх. Приподнять край стакана и через трубочку аккуратно запустить в него воздух. Стакан всплывет.
Вывод: воздух легче воды, он вытесняет из стакана воду. Также с подводной лодкой: когда нужно всплыть – специальные отсеки заполняются воздухом.
Опыт «Что помогает рыбе плавать»
Описание: В стакан с газированной водой бросить шоколад и янтарь. Они опустится на дно, а через некоторое время их облепят пузырьки газа и они поднимутся к поверхности. Пузырьки газа лопаются на поверхности и предметы снова тонут.
Вывод: У рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь и рыба плывет вниз, а надо подняться – мускулы расслабляются, пузырь наполняется.
Опыт «Синхронное плавание»
Описание: В миску с водой опустить зубочистки лучиками в центр. Аккуратно опустить в центр кусок сахара, Зубочистки собираются в центр. Убрать сахар и капнуть мыло. Зубочистки расплываются в сторону.
Вывод: сахар пористый, начинает впитывать воду и двигать зубочистки в центр. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой зубочистки.
Опытно-экспериментальная деятельность со льдом
Опыт "Когда быстрее растает лед"
Цель: показать, с помощью чего можно растопить лед
Описание: Положить куски льда на тарелки. Один оставить просто, второй – посыпать солью, третий – согреть дыханием.
Вывод: под воздействием тепла и соли лед тает быстрее.
Игра «Ледяная рыбалка»
Цель: Наблюдать за свойствами льда
Описание: В миску налить воды, бросить кубики льда. Опустить кончик нитки на кусок льда. На лед посыпать немного соли. Через десять минут тихонько потянуть за нитку. Кубик льда тянется за ниткой.
Вывод: соль немного подтапливает лед. Через 10 мин соль растворится в воде. Холодная вода примораживает нитку к льдинке.
Игра «Перенеси воду»
Цель: Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке
Описание: Опустить трубочку в стакан. Зажать сверху отверстие. Перенести воду в другой стакан.
Опыт «Почему не тонут корабли»
Описание: Взять кусок пластилина и опустить его в воду. Пластилин утонет. Смастерить из пластилина лодку. Она не тонет
Вывод: Кусок пластилина весит больше, чем вода, поэтому тонет. Лодка плавает, потому что тяжесть распределяется по большему количеству воды. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает.
Инсценировка экологической сказки
Цель: исследование влияния на воду природного материала.
Жил-был маленький Прудик. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. В прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев. (дети изображают). Стих ветер, песок и камни осели на дно, в песке выросли водоросли, в воде появились рыбы, а листочками полакомились обитатели Пруда. Прудик засмеялся, что в нем теперь есть природные материалы. Ему было очень хорошо. Вода в пруду оставалась чистой.
Цель: исследование причины загрязнения воды
Хорошо жилось Прудику. Но однажды мимо проходили маленькие дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросили в воду. А потом еще какой-то человек вылил в него грязную воду. Прудику сделалось очень плохо. От грязи вода в нем стала мутной и он загрустил.
Опытно-экспериментальная деятельность с воздухом
Существование воздуха.
Цель: доказать существование воздуха.
Описание: перевернуть стакан с водой, в котором на дне салфетка и медленно опустить его в таз с водой. Вода не заполняет стакан, салфетка осталась сухой.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает воду.
Обнаружение воздуха в пространстве
Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера.
Описание: сложить три веера из разной бумаги. Проверить, какой веер при обмахивании дает самый сильный поток воздуха.
Опыт "Воздух в нас"
Описание: Надуваем воздушный шарик
Вывод: воздух попадает в шарик из наших легких.
Опыт "Воздух имеет вес"
Описание: повесить линейку за центр на веревку. На края повесить два шара, уравновесить их. Проколоть один. Надутый перевесит.
Воздух меняет объем.
Опыт «Подпрыгивающая крышка»
Описание: поставить бутылку с высоким горлышком в таз. Положить сверху большую пластиковую крышку. Налить в таз теплой воды. Крышка начинает подпрыгивать.
Вывод: воздух при нагревании расширяется и начинает отталкивать крышку.
Опыт "Воздух меняет объем".
Описание: в бутылку насыпать лед, закрыть крышку и хорошо потрясти. Когда воздух в бутылке начнет охлаждаться – бутылка будет сжиматься.
Вывод: при охлаждении воздух сжимается.
Опыт "Падение предметов в воздухе".
Описание: с одинаковой высоты бросить скомканный лист и ровный, лист в горизонтальном положении и в вертикальном. Понаблюдать какой лист приземлится раньше.
Вывод: воздух поддерживает предметы.
Игра- соревнование
Цель: Убедиться, что при помощи воздуха можно передвигать предметы
Описание: необходимо взять два стаканчика, поставить их на линию старта и начать дуть. Сначала просто ртом, потом при помощи трубочки, потом с помощью воздушного шарика. Объяснить, какой из способов самый эффективный.
Опытно-экспериментальная деятельность с песком
Выяснить состав песка
Насыпать на лист тонкий слой песка, рассмотреть его с помощью лупы.
Песок – это твердая скала, которую вода и ветер миллионы лет разрушали на маленькие кусочки. В основном, такие кусочки – это маленькие минералы, размером не больше нескольких миллиметров
Опытно-экспериментальная деятельность с почвой
Выяснить состав почвы
Насыпать на лист тонкий слой почвы, рассмотреть его под лупой. Положить в стакан с водой почву. Часть осядет на дно, а часть останется на поверхности.
Вывод: почва состоит из песчаных и глинистых частиц, которые оседают на дно и из перегноя.
Выяснить, есть ли воздух в почве
Описание: Добавить в стакан с водой несколько ложек почвы. Из почвы поднимаются пузырьки воздуха
Вывод: в почве присутствует воздух.
Почему трава не растет на притоптанной тропинке
Разложить почву в две емкости. В одной сильно примять, в другой оставить рыхлой. Полить почву. Отметить, какая почва занимает больше места и какая быстрее впитает воду. Почему на тропинке не растет трава?
Вывод: рыхлая почва занимает больше места, так как в ней больше воздуха, вода через такую почву просачивается быстрее. На притоптанной тропинке растения не получают воздух и воду
Опытно-экспериментальная деятельность с зеркалом
Образование радуги
Цель: показать, что свет состоит из спектра, закрепить цвета радуги
Описание: в солнечный день поставить таз с водой к окну, опустить в него зеркало. Когда зеркало поймает луч света, на потолке образуется радуга.
Или фонарик и бумага Стакан и солнце
Солнечные зайчики
Цель: познакомить детей с образованием солнечного зайчика.
Солнечный зайчик, — пятно света, появляющееся на поверхности чего-либо в результате отражения солнечных лучей каким-либо предметом (стеклом, зеркалом)
Опытно-экспериментальная деятельность с магнитом
Предметы, взаимодействующие с магнитом
Цель: обнаружить предметы, которые взаимодействуют с магнитом
Магнит действует через предметы
Описание: попробовать передвинуть скрепки через бумагу, тарелку, дощечку.
Дети обнаруживают, что скрепки двигаются даже через предметы
Магнитные свойства можно передать железу (намагничивание).
Описание: После взаимодействия с магнитом попробуйте поднести одну из скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! То же самое произойдет со всеми железными деталями (гвоздиками, гайками)
Игра «Достань скрепки»
Описание: Детям предлагается в виде соревнования достать скрепки из муки не запачкав руки. Дети достают скрепки с помощью магнитов.
Знакомство с электрическим зарядом
Описание: Воздушный шарик потереть о шерсть или волосы. Шар начинает прилипать к различным предметам. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами шарик приобретает отрицательный заряд и притягивается к положительно заряженным предметам.
Два шарики с одинаковыми отрицательными зарядами, который они получили в результате натирания об волосы, отталкиваются друг от друга.
Опыт «Танцующая фольга»
Описание: Для этого опыта необходимо нарезать алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, провести расческой по своим волосам, а затем поднести ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды
Опыт «Крутящийся карандаш»
Описание: Для этого опыта необходимо взять стакан, поставить на него крышку и положить простой карандаш. При поднесении к острию карандаша наэлектризованнного воздушного шарика, карандаш начинает потихоньку вращаться.
Интересные опыты для детей
«Вода в перевернутом стакане»
Описание: Для этого опыта необходимо взять стакан, накрыть его сверху листом бумаги и прижав к ладони перевернуть. Вода не выливается из стакана.
«Вода в перевернутой бутылке»
Описание: Для этого опыта необходимо взять бутылку, кусок марли. В бутылку налить воду, из марли сделать с помощью резинки пробку. Перевернуть бутылку, вода не выливается. Попробовать протолкнуть зубочистку через марлю.
Игра «Прочитай спрятанное слово»
Описание: Детям предлагается отгадать спрятанное на закрывшихся цветах слово. Дети помещают цветы в воду, бумага намокает, становится тяжелее и цветы раскрываются.
Опыт «Вода –магнит»
Описание: Детям предлагается положить карточку на край стакана, а сверху положить крышку. Ничего не получается. Затем в стакан наливается вода. Теперь опыт с легкостью получается.
Опыт «Прочитай слово»
Описание: В прозрачную емкость наливается вода с красителем. Детям предлагается прочитать загаданное слово, которое записано на листе под емкостью. Прочитать можно с помощью прозрачного стакана, опустив его в воду вверх дном.
Работа с родителями
В группе была оформлена наглядная информация для родителей:
«Опыты и эксперименты в домашних условиях»
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Эксперименты с детьми дома»
Вывод:
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети с огромным интересом знакомились со свойствами различных веществ, старались предположить правильный результат, установить причинно-следственные связи, сравнивали и анализировали, делали выводы. Ребята научились выявлять существенные свойства и признаки веществ, материалов, предметов.
Эта работа оказалось очень интересной и увлекательной для дошкольников.