МААМ-картинки

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» (20 фото)

Ирина Резник
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Экспериментируя ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Публикация «Опыт работы „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель:

Развитие познавательного интереса, любознательности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность и интерес детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- учить умению устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.

Прогнозируемый результат:

• В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети научатся проводить эксперименты с объектами.

• Научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

• Научатся выявлять существенные свойства и признаки веществ, материалов, предметов.

• Повысится познавательный интерес к деятельности с различными материалами, наблюдательность, любознательность детей

• Дети смогут применить свои наблюдения в разных видах деятельности

Подготовительный этап:

1. Изучение литературы по теме.

2. Поиск информации по данной теме в интернете.

3. Подбор занимательных опытов и экспериментов.

4. Пополнение уголка, подготовка материала для опытно-экспериментальной деятельности, для исследования.

Основной этап:

Беседы, отгадывание загадок.

«Для чего нужна вода»

«Чудеса природы» (природные явления)

«Для чего нужен воздух»

«Что ты знаешь о почве»

«Что из чего сделано»

Отгадывание загадок по теме.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой

Определение свойств воды:

Вода не имеет вкуса

Цель: исследовать воду на вкус

Цель: узнать, имеет ли вода форму

Фото «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Вода не имеет формы

Описание: На поднос несколько раз наливается вода. Дети зарисовывают получившуюся лужицу и замечают, что рисунок каждый раз разный.

Опыт работы - фото

Вода прозрачна

Цель: исследовать воду на прозрачность

Исследование состояний воды

Снег и лед – это состояния воды

Цель: убедиться в том, что снег и лед состоят из воды

Описание: Снег и лед растаяли в теплом помещении.

Пар –это состояние воды

Цель: убедиться в том, что пар состоит из воды.

Описание: Над горячей водой нужно подержать зеркало, появляется пар.

«Растворимость веществ в воде»

Цель: проверить растворимость веществ в воде

Описание: В стаканы помещаются различные вещества, размешиваются ложкой.

Сахар и соль растворились в воде

Песок опустился на дно

Мука опустилась на дно, вода стала мутной

Масло поднялось на поверхность

«Очищение воды от примесей»

Цель: проверить, можно ли очистить воду

Описание: Вода с различными примесями пропускается через фильтр, сделанный из салфетки и ватного диска. Масло, мука и песок оседают на фильтре. Вода становится почти чистой.

Фото №1 Экспериментируя ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним

Взаимодействие воздуха и воды

Цель: Наблюдать процесс попадания воздуха в воду

Описание: Через соломинку подуть в стакан с водой. Пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт «Тонет – не тонет»

Цель: Исследовать плавучесть предметов

Описание: Дети опускают предметы в воду, предполагая утонут или нет

Вывод: всплывающие предметы пористые, в них есть воздух, вода выталкивает их на поверхность

Опыт "Движение воды вверх"

Цель: Наблюдать процесс передвижения воды

Описание: В стакан налить воды. Взять салфетку. Нарисовать на ней фломастером рисунок. Опустить край салфетки в воду. Вода начинает подниматься по салфетке и окрашивать ее.

Вывод: салфетка имеет пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают вверх воду.

Фото №2 Мир открывается ребёнку через

Опыт «Две рыбки»

Цель: показать, что соль повышает плотность воды

Описание: В два стакана налить воды и бросить кусочки янтаря. Янтарь утонет. В один из стаканов размешивая насыпать соль. Через некоторое время янтарь всплывет.

Вывод: плотность соленой воды больше, чем у пресной.

Фото №3 Опыт работы практика опыт его личных ощущений действий переживаний

Опыт «Почему плавает подводная лодка»

Описание: В таз налить воды и утопить в нем стакан дном вверх. Приподнять край стакана и через трубочку аккуратно запустить в него воздух. Стакан всплывет.

Вывод: воздух легче воды, он вытесняет из стакана воду. Также с подводной лодкой: когда нужно всплыть – специальные отсеки заполняются воздухом.

Фото №4 Знания полученные самостоятельно являются осознанными и более прочными

Опыт «Что помогает рыбе плавать»

Описание: В стакан с газированной водой бросить шоколад и янтарь. Они опустится на дно, а через некоторое время их облепят пузырьки газа и они поднимутся к поверхности. Пузырьки газа лопаются на поверхности и предметы снова тонут.

Вывод: У рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь и рыба плывет вниз, а надо подняться – мускулы расслабляются, пузырь наполняется.

Фото №5 Именно в познавательно исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность упорядочить свои представления о мире

Опыт «Синхронное плавание»

Описание: В миску с водой опустить зубочистки лучиками в центр. Аккуратно опустить в центр кусок сахара, Зубочистки собираются в центр. Убрать сахар и капнуть мыло. Зубочистки расплываются в сторону.

Вывод: сахар пористый, начинает впитывать воду и двигать зубочистки в центр. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой зубочистки.

Фото №6 Развитие ребенка

Опытно-экспериментальная деятельность со льдом

Опыт "Когда быстрее растает лед"

Цель: показать, с помощью чего можно растопить лед

Описание: Положить куски льда на тарелки. Один оставить просто, второй – посыпать солью, третий – согреть дыханием.

Вывод: под воздействием тепла и соли лед тает быстрее.

Игра «Ледяная рыбалка»

Цель: Наблюдать за свойствами льда

Описание: В миску налить воды, бросить кубики льда. Опустить кончик нитки на кусок льда. На лед посыпать немного соли. Через десять минут тихонько потянуть за нитку. Кубик льда тянется за ниткой.

Вывод: соль немного подтапливает лед. Через 10 мин соль растворится в воде. Холодная вода примораживает нитку к льдинке.

Фото №7 Прогнозируемый результат В процессе опытно экспериментальной деятельности дети научатся проводить эксперименты с объектами

Игра «Перенеси воду»

Цель: Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке

Описание: Опустить трубочку в стакан. Зажать сверху отверстие. Перенести воду в другой стакан.

Опыт «Почему не тонут корабли»

Описание: Взять кусок пластилина и опустить его в воду. Пластилин утонет. Смастерить из пластилина лодку. Она не тонет

Вывод: Кусок пластилина весит больше, чем вода, поэтому тонет. Лодка плавает, потому что тяжесть распределяется по большему количеству воды. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает.

Фото №8 Научатся анализировать сравнивать обобщать устанавливать причинно следственные связи делать выводы

Инсценировка экологической сказки

Цель: исследование влияния на воду природного материала.

Жил-был маленький Прудик. Прудику было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер. В прудик попали мелкие камушки, песок, листья с деревьев. (дети изображают). Стих ветер, песок и камни осели на дно, в песке выросли водоросли, в воде появились рыбы, а листочками полакомились обитатели Пруда. Прудик засмеялся, что в нем теперь есть природные материалы. Ему было очень хорошо. Вода в пруду оставалась чистой.

Цель: исследование причины загрязнения воды

Хорошо жилось Прудику. Но однажды мимо проходили маленькие дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросили в воду. А потом еще какой-то человек вылил в него грязную воду. Прудику сделалось очень плохо. От грязи вода в нем стала мутной и он загрустил.

Фото №9 Научатся выявлять существенные свойства и признаки веществ материалов предметов

Опытно-экспериментальная деятельность с воздухом

Существование воздуха.

Цель: доказать существование воздуха.

Описание: перевернуть стакан с водой, в котором на дне салфетка и медленно опустить его в таз с водой. Вода не заполняет стакан, салфетка осталась сухой.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает воду.

Фото №10 Изучение литературы по теме

Обнаружение воздуха в пространстве

Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера.

Описание: сложить три веера из разной бумаги. Проверить, какой веер при обмахивании дает самый сильный поток воздуха.

Опыт "Воздух в нас"

Описание: Надуваем воздушный шарик

Вывод: воздух попадает в шарик из наших легких.

Опыт "Воздух имеет вес"

Описание: повесить линейку за центр на веревку. На края повесить два шара, уравновесить их. Проколоть один. Надутый перевесит.

Воздух меняет объем.

Опыт «Подпрыгивающая крышка»

Описание: поставить бутылку с высоким горлышком в таз. Положить сверху большую пластиковую крышку. Налить в таз теплой воды. Крышка начинает подпрыгивать.

Вывод: воздух при нагревании расширяется и начинает отталкивать крышку.

Опыт "Воздух меняет объем".

Описание: в бутылку насыпать лед, закрыть крышку и хорошо потрясти. Когда воздух в бутылке начнет охлаждаться – бутылка будет сжиматься.

Вывод: при охлаждении воздух сжимается.

Опыт "Падение предметов в воздухе".

Описание: с одинаковой высоты бросить скомканный лист и ровный, лист в горизонтальном положении и в вертикальном. Понаблюдать какой лист приземлится раньше.

Вывод: воздух поддерживает предметы.

Игра- соревнование

Цель: Убедиться, что при помощи воздуха можно передвигать предметы

Описание: необходимо взять два стаканчика, поставить их на линию старта и начать дуть. Сначала просто ртом, потом при помощи трубочки, потом с помощью воздушного шарика. Объяснить, какой из способов самый эффективный.

Фото №11 Поиск информации по данной теме в интернете

Опытно-экспериментальная деятельность с песком

Выяснить состав песка

Насыпать на лист тонкий слой песка, рассмотреть его с помощью лупы.

Песок – это твердая скала, которую вода и ветер миллионы лет разрушали на маленькие кусочки. В основном, такие кусочки – это маленькие минералы, размером не больше нескольких миллиметров

Опытно-экспериментальная деятельность с почвой

Выяснить состав почвы

Насыпать на лист тонкий слой почвы, рассмотреть его под лупой. Положить в стакан с водой почву. Часть осядет на дно, а часть останется на поверхности.

Вывод: почва состоит из песчаных и глинистых частиц, которые оседают на дно и из перегноя.

Выяснить, есть ли воздух в почве

Описание: Добавить в стакан с водой несколько ложек почвы. Из почвы поднимаются пузырьки воздуха

Вывод: в почве присутствует воздух.

Почему трава не растет на притоптанной тропинке

Разложить почву в две емкости. В одной сильно примять, в другой оставить рыхлой. Полить почву. Отметить, какая почва занимает больше места и какая быстрее впитает воду. Почему на тропинке не растет трава?

Вывод: рыхлая почва занимает больше места, так как в ней больше воздуха, вода через такую почву просачивается быстрее. На притоптанной тропинке растения не получают воздух и воду

Опытно-экспериментальная деятельность с зеркалом

Образование радуги

Цель: показать, что свет состоит из спектра, закрепить цвета радуги

Описание: в солнечный день поставить таз с водой к окну, опустить в него зеркало. Когда зеркало поймает луч света, на потолке образуется радуга.

Или фонарик и бумага Стакан и солнце

Солнечные зайчики

Цель: познакомить детей с образованием солнечного зайчика.

Солнечный зайчик,  — пятно света, появляющееся на поверхности чего-либо в результате отражения солнечных лучей каким-либо предметом (стеклом, зеркалом)

Опытно-экспериментальная деятельность с магнитом

Предметы, взаимодействующие с магнитом

Цель: обнаружить предметы, которые взаимодействуют с магнитом

Магнит действует через предметы

Описание: попробовать передвинуть скрепки через бумагу, тарелку, дощечку.

Дети обнаруживают, что скрепки двигаются даже через предметы

Фото №12 Подбор занимательных опытов и экспериментов

Магнитные свойства можно передать железу (намагничивание).

Описание: После взаимодействия с магнитом попробуйте поднести одну из скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! То же самое произойдет со всеми железными деталями (гвоздиками, гайками)

Фото №13 Пополнение уголка подготовка материала для опытно экспериментальной деятельности для исследования

Игра «Достань скрепки»

Описание: Детям предлагается в виде соревнования достать скрепки из муки не запачкав руки. Дети достают скрепки с помощью магнитов.

Знакомство с электрическим зарядом

Описание: Воздушный шарик потереть о шерсть или волосы. Шар начинает прилипать к различным предметам. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами шарик приобретает отрицательный заряд и притягивается к положительно заряженным предметам.

Фото №14 Основной этап Беседы отгадывание загадок

Два шарики с одинаковыми отрицательными зарядами, который они получили в результате натирания об волосы, отталкиваются друг от друга.

Опыт «Танцующая фольга»

Описание: Для этого опыта необходимо нарезать алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками, провести расческой по своим волосам, а затем поднести ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды

Опыт «Крутящийся карандаш»

Описание: Для этого опыта необходимо взять стакан, поставить на него крышку и положить простой карандаш. При поднесении к острию карандаша наэлектризованнного воздушного шарика, карандаш начинает потихоньку вращаться.

Интересные опыты для детей

«Вода в перевернутом стакане»

Описание: Для этого опыта необходимо взять стакан, накрыть его сверху листом бумаги и прижав к ладони перевернуть. Вода не выливается из стакана.

«Вода в перевернутой бутылке»

Описание: Для этого опыта необходимо взять бутылку, кусок марли. В бутылку налить воду, из марли сделать с помощью резинки пробку. Перевернуть бутылку, вода не выливается. Попробовать протолкнуть зубочистку через марлю.

Фото №15 Для чего нужна вода Чудеса природы природные явления Для чего нужен воздух Что ты знаешь о почве Что из чего сделано Отгадывание загадок по теме

Игра «Прочитай спрятанное слово»

Описание: Детям предлагается отгадать спрятанное на закрывшихся цветах слово. Дети помещают цветы в воду, бумага намокает, становится тяжелее и цветы раскрываются.

Фото №16 Опытно экспериментальная деятельность с водой Определение свойств воды Вода не имеет вкуса Цель исследовать воду на вкус Цель узнать имеет ли вода форму

Опыт «Вода –магнит»

Описание: Детям предлагается положить карточку на край стакана, а сверху положить крышку. Ничего не получается. Затем в стакан наливается вода. Теперь опыт с легкостью получается.

Опыт «Прочитай слово»

Описание: В прозрачную емкость наливается вода с красителем. Детям предлагается прочитать загаданное слово, которое записано на листе под емкостью. Прочитать можно с помощью прозрачного стакана, опустив его в воду вверх дном.

Фото №17 Вода не имеет формы Описание На поднос несколько раз наливается вода

Работа с родителями

В группе была оформлена наглядная информация для родителей:

«Опыты и эксперименты в домашних условиях»

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Эксперименты с детьми дома»

Вывод:

В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети с огромным интересом знакомились со свойствами различных веществ, старались предположить правильный результат, установить причинно-следственные связи, сравнивали и анализировали, делали выводы. Ребята научились выявлять существенные свойства и признаки веществ, материалов, предметов.

Эта работа оказалось очень интересной и увлекательной для дошкольников.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 27 ноября 2022 в 20:51
+294Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Резник (УИ 479766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД