Колпакова Анжелла Александровна
Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Я целый день мечтаю.
И знаете о чём?
Что вырасту и буду,
Наверно, я врачом.
А может педагогом?
Учить детей писать,
И ставить им в тетрадки
Четыре или пять.
Ещё я вам признаюсь-
Мечтаю я давно,
Что буду я артисткой
Театра и кино.
Ещё хочу быть мамой,
Иметь своих детей.
Рожу сначала дочек,
А после, сыновей.
Сижу, мечтаю, думаю,
Чего же я хочу?
А вдруг, как Терешкова,
Я в космос полечу?
(Лидия Курзаева)
С мелодичных стихов, которые прекрасно воспринимаются детьми, мы начинаем беседу о профессиях.
Публикация «Опыт работы „Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Стихи как сюрпризный момент, в которых описываются разные профессии, легко привлекают внимание ребёнка. А созданная в нашей группе предметно-развивающая среда, формирует целостное представление о мире профессий, позволяет каждому ребёнку участвовать в игровом процессе, развивать игровой сюжет. Оборудование и дидактические материалы в уголках несут определенные сведения о разнообразии профессий, используются для передачи детям накопленного социального опыта.
В рамках преемственности по ранней профориентации мы составили перспективно-тематический план, отражающий широкий спектр профессий.
Работа по ознакомлению с профессиями включена во все виды деятельности: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры; проведения бесед; наблюдения; экскурсии по детскому саду; встречи с людьми разных профессий; обыгрывания игровых ситуаций; театрализованную деятельность, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов.
Особое место занимает игровая технология – так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
На первом этапе ознакомления воспитанников с трудом взрослых применяем наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя, проводим экскурсии по детскому саду: на кухню, в медицинский кабинет; рассматриваем иллюстрации с изображением разных профессий, дети делятся впечатлениями.
Рассматривая альбом «Профессии моих родителей» и беседуя по этой теме, ребята могут рассказать, кем работают их родители.
Второй этап – организация сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей. Педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре, исходя из интересов детей, сделать сюжетно- ролевую игру увлекательным процессом.
Третий этап самостоятельная игровая деятельность. Для того чтобы она заиграла всеми цветами радуги, мы уделяем много времени на первом и втором этапе, где дети накапливают жизненный и игровой опыт, в ходе которого ребята вовлекаются в игру, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре; проявить творчество, креативность – что является базовыми качествами личности.
Игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, учит общению со сверстниками, нахождению решений конфликтов, сопереживанию, выражению эмоций, развитию фантазии.
Дети умеют придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делают покупки, готовят обед, накрывают на стол, делают уколы и т. д., каждый ребёнок играет роль и выбирает атрибуты для игры.
Кроме привычных игр применяемых в образовательном пространстве мы также внедряем новые формы организации игровой деятельности - лэпбук. С помощью лэпбука дети в игровой форме знакомятся с профессиями. Это позволяет закреплять пройденный материал по теме – названия профессии, орудия труда, содержание труда. Лэпбук помогает организовывать самостоятельную поисковую деятельность детей, дети могут играть как самостоятельно, так и в команде, совместно с воспитателем или без него. Хочется отметить, что данная работа помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества. В процессе такого творчества ребёнок становится сочинителем собственной истории. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка.
В нашей группе имеется большая папка дидактических игр, которую ребёнок может удобно разложить на столе, много настольно-печатных игр.
Играя, дети учатся соотносить действия людей с профессией, продолжают расширять словарный запас.
Театрализованная игра доставляет особое удовольствие. Ребята развивают художественно-речевые навыки, творческую самостоятельность. Более того данный вид деятельности позволяет задействовать неуверенных в себе воспитанников, которые могут раскрыть свой потенциал. Особую актуальность приобретают театрализованные постановки, в которых рассказывается детям о труде, о профессиях, о трудолюбии и лени. Кроме того, особенно нравятся детям настольный и пальчиковый театр.
Использование стихов, песен о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить досуг в настоящий праздник профессий.
У человека всё закладывается с детства. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребёнок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Ранняя профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребёнка в социуме.