Чурсина Людмила
Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.
Публикация «Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до» размещена в разделах
Основой ФГОС ДО является деятельностный подход. Цель деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Один из основных принципов дошкольного образования, прописанных в ФГОС ДО - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом.
Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения:
умение ставить перед собой цель,
находить пути ее достижения,
умение планировать свою деятельность и реализовывать план,
достигать результата,
адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями.
Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит успешное обучения в школе.
Сегодня дошкольное образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.
При реализации нововведений мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей.
Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности, изучение принципов деятельностного подхода, структуры НОД, потребовали новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса.
Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей изменения методов и форм работы с дошкольниками.
К этому оказались готовы далеко не все педагоги. 58% педагогического коллектива в возрасте после 50 лет, 58% - стаж более 25 лет. Возникла проблема готовности педагогов к работе в новых условиях.
Необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.
С учетом этого целью методической работы стала систематизация знаний о новых принципах и подходах к воспитательно-образовательному процессу, оценка используемых методов работы с детьми с точки зрения современных требований.
1. Составление графика прохождения курсов повышения квалификации ФГОС ДО
2. Разработка дорожной карты введения ФГОС ДО
3. Использование рекомендаций семинаров ИРО Кировской области, северо-западного образовательного округа, вебинаров ИРО Кировской области, «Учитель», «Просвещение»
4. Изучение опыта использования деятельностного подхода других коллег через интернет ресурсы, методическую литературу, а также коллег Мурашинского района через заседания районного методического объединения.
5. Консультации для воспитателей «Принципы реализации деятельностного подхода», «Структура образовательной деятельности на основе деятельностного подхода», «Организация НОД в соответствии с деятельностным подходом»
6. Серия практических занятий с педагогами: рассматривали использование форм взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации на темы «Угостим воспитателя чаем», «Покажем медвежонку, как вести себя в гостях»,
7. Коллективные просмотры НОД на основе системно-деятельностного подхода. Во время просмотра окрытых занятий использовали карту анализа образовательной деятельности на основе деятельностного подхода.
8. Разработка памяток
«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»
«Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»
«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»
9. Разработка памятки «Построение НОД на основе деятельностного подхода».
10. Проведение конкурсов по предметно-пространственной образовательной среде, «Речевой уголок», «Экспериментальный уголок».
Немаловажное значение для реализации деятельностного подхода имеет развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, экспериментирование, художественное творчество). Для этого в группах оборудованы зоны:
1. Экспериментальной деятельности, где дети могут сравнить разные крупы: просеять крупу через сито и определить, почему одна крупа просеялась, а другая нет, сравнить горох и фасоль. А также сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики, выяснить, что тяжелее: деревянный брусок или камень такого же размера и т. д. Специально для проведения детьми опытов педагоги разработали схемы-алгоритмы («Как сделать, чтобы грязная вода в стакане стала чистой?», «Что быстрее осядет в воде: песок, глина или земля?», «Как самому сделать раствор для мыльных пузырей?» и т. п.).
2. В зоне художественного творчества имеются схемы для развития мышления, с помощью которых воспитанники решают разные задачи, например: «Как получить оранжевую, фиолетовую, коричневую, зеленую краски, имея краски только четырех цветов?». В ходе эксперимента дети получают заданный цвет, затем закрепляют свои знания, используя цветовую арифметику: чтобы получить оранжевый кружок, нужно к красному кружочку прибавить желтый и т. п.
Подобранные предметные картинки помогают дошкольникам закреплять знание жанров живописи (например, «Составь пейзаж, натюрморт, портрет» (в портрете можно передать настроение человека, подставляя различные карточки, алгоритмические схемы рисования животных, растений помогают в рисовании.
3. В уголке природы собраны карточки с алгоритмом ухода за определенными растениями, предметные картинки для составления алгоритма: семечка- растение. Используя их, ребенок заполняет недостающие этапы соответствующими карточками.
4. В познавательном уголке находятся различные игры: лабиринты, квадраты Воскобовича, предметные картинки для составления логической цепочки («Как хлеб на стол пришел?», «Как рубашка в поле выросла?», «Как тарелка появилась на столе?» и т. д.).
Используя составляющие развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать.
Реализация деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность детского сада.
Мы стремимся сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи. С помощью родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей, детско-родительских проектов, бесед, творческих конкурсов повышаем психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования мы стараемся воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Но вместе с тем не стоит забывать о золотых правилах деятельностного подхода :
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному
• Будь не над, а рядом
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши
• Учи анализировать каждый этап работы
• Критикуя, стимулируй активность ребенка!