Ольга Шестакова
Опыт работы «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы музыкального руководителя
Шестаковой Ольги Генриховны
по теме: «Реализация основных требований ФГОС в
коррекционной работе ДОУ»
Трудно представить себе лучший метод
воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веков; он может быть
выражен в двух положениях — гимнастика
для тела и музыка для души. Ввиду этого,
воспитание в музыке надо считать главным:
благодаря ему ритм и гармония глубоко
Публикация «Опыт работы „Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
внедряются в нашу душу, овладевают ею,
наполняют ее красотой и делают человека
прекрасно мыслящим.
Платон, древнегреческий философ.
1 Актуальность работы
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
2 Перспективность и научно-методическое обоснование
Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели- сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?
В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.
Согласно ФГОС образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя
предусматривается в той или иной мере при реализации каждой их них.
3 Практическая значимость
Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ :
развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
формирование правильной осанки;
повышение работоспособности и двигательной активности;
развитие представлений о прастранстве и умении ориентироваться в нем;
развитие творческих способностей.
Виды музыкально-коррекционной работы :
Занятие по логоритмике.
Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
Упражнения для нормализации мышечного тонуса- силы и точности движений.
Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
Упражнения для развития речевого, певческого дыхания.
Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыку, движениях, речи, в игре на ДМИ.
Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.
Комплексный и системный подход к решению проблем является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей. Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-педагогической помощи детям.
Оптимальное решение это проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно,
деятельности всего коллектива детского сада — еще одно требование,
обозначенное в ФГОС.
Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.
Интегрированные занятия направлены на:
максимальное, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
коррекцию его психофизических особенностей;
актуальное включение в окружающую социальную среду;
подготовку к школьному обучению.
В организации проведении интегрированных занятий музыкальный руководитель участвует совместно с учителем-логопедом, воспитателем, педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.
Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является очень актуальной. Это связано с тем, что можно одновременно реализовать следующие задачи :
развитие и коррекция познавательной сферы и активности;
речевое развитие;
формирование коммуникативных навыков;
реализация творческих способностей;
снижение тревожности и агрессивности;
создание эмоционального благополучного состояния;
формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 40 минут. Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно - образовательного процесса осуществляется по разработанной модели, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к детям и спрогнозировать положительные результаты реализации дошкольной основной общеобразовательной программы. Важно отметить, что при проведении интеграции педагогов, вся коррекционно-развивающая работа строится по определенной схеме:
Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную работу).
Введение в тему («сказочный» момент).
Игры и упражнения по теме НОД (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка).
Физкультминутка (подбирается по теме НОД, может проводиться между играми и упражнениями).
Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение).
Выход из темы, прощание (ритуал окончания НОД, основная цель : создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от деятельности на занятии).
4 Конечный результат педагогической деятельности
Наблюдается положительная динамика:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
Повышение уровня речевого развития.
Снижение уровня забалеваемости.
Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, независимо от погоды.
Вывод. Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.