Приложение МААМ

Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода

Людмила Грибанова
Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

• Помочь педагогам систематизировать информацию по проектной технологии.

• Дать конкретный пример оформления реализованного проекта через ознакомление с новым методическим пособием Лепбук.

Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, в педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Публикация «Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода» размещена в разделах

Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации, подразумевают, что воспитатели должны постоянно создавать условия и индивидуального подхода, быть в поиске новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Для этого в системе необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны, интересны детям дошкольного возраста, соответствовали их возрасту, решали любые образовательные задачи.

Вы наверно слышали о Лепбуке. Сейчас я познакомлю вас с интересным. оригинальным методическим пособием – ЛЕПБУК.

Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять, что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.

Лепбук это что?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое наглядное средство из Америки, которое представляет собой метод проекта. Адаптировала его Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

С английского Лепбук – это «книга на коленах», или как его можно назвать тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация, расположенная в маленьких книжечках, кармашках, окошечках, которые позволяют разместить информацию в виде различных рисунков, небольших тексов, стихов, загадок и т. д., в любой интересной форме, на любую тему.

Это книга, которую дети, педагог, родитель собирают, склеивают из отдельных частей в единое целое, творчески оформляют, используя, всевозможные формы, цвета.

Основой для Лепбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру Лепбук помещался на коленях.

Отмечаю, что Лепбук - это книжка-раскладушка, работа с которой в рамках заданной темы позволяет развивать у дошкольников сенсорные способности, творческий потенциал, при изучении которой расширяется кругозор, формируются различные социальные навыки и умения (умение работать в паре, группе, с ножницами, клеем, и различными материалами, коммуникативные навыки.

Лэпбук - простой способ закрепить знания по теме с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, умение находить диалог с другими людьми.

Он помогает ребенку найти информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.).

Если вдуматься то Лепбук – это одна из разновидностей проекта, итоговая форма представления материала по реализации проекта.

Создание Лэпбука содержит все этапы проекта:

1. Проблема – целеполагание, выход на тему

2. Планирование – разработка Лэпбука

3. Поиск информации – выполнение

4. Продукт

5. Презентация результата проекта

Лэпбук – средство для реализации деятельностного подхода. В условиях ФГОС ДО когда необходимо, развить у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.

Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

• деятельность воспитателя на равнее с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

При создании Лепбука дети добывают знания сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности, а не получают их в готовом виде, а еще это средство вовлечения родителей в образовательную деятельность.

Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность собирать материал для книги, предлагать идеи создания разных книг, изготавливать части книги, совместно с детьми.

При создании Лепбуков родители оказывают поддержку:

• в организации (экскурсии, турпоходов,

• в подборе технических средств в (фото, аудио, видео,

• в сборе информации для Лепбук,

• в мотивации (поддержка интереса, уверенности в успехе и др.).

Как вы думаете чем для вас, детей и для родителей станет привлекательной данная форма работы в ДОУ?

• Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

• Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

• Дошкольник самостоятельно под небольшим руководством взрослого собирает и организовывает информацию.

• Можно подобрать задания по силам каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.).

• Эффективно использовать Лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной деятельности.

• Просто это интересно.

В результате работы с Лепбуком у детей развиваются универсальные умения, такие как:

умение планировать предстоящую деятельность;

договариваться со сверстниками;

распределять обязанности;

искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Давайте еще раз обобщим в чем же преимущества Лепбуков?

• дошкольник учиться

• самостоятельно собирает информацию,

• структурирует большой объем данных,

• развивает познавательные способности и интересы,

• помогает разнообразить занятия, и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками,

• развивает творческое мышление, фантазию, креативность,

• объединяет окружающих для увлекательного и полезного занятия.

Из чего состоит Лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

С чего начать?

1. Постановка проблемы, выход на тему

2. План

3. Макет

4. Сбор информации

5. Оформление

6. Презентация

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя Лэпбук

1. Первый этап – это постановка проблемы, выход на тему. В начале можно поставить проблему, которая позволит вам выйти на нужную вам тему. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту, оригинальна. Тему для папки можно выбрать любую, как и ее сложность.

Педагоги, которые уже использовали это пособие советуют использовать частные темы, а не общие. Например, можно сделать общий Лепбук на тему «Животные», но он получится очень объемным – вряд ли позволит полностью раскрыть такую многообразную тему в небольшом объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей старшего возраста (а все-таки полноценное занятие с Лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой Лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное животное и в Лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

С другой стороны, педагоги делали обзорный Лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и Лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.

2. Второй этап в создании Лепбука – это написание плана. После того, как вы вышли на тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план, дети каждый может зарисовать план, если кто-то умеет писать может написать. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Следующий этап самый интересный это создание макета. Дальше необходимо создать макет, соблюдая, все правила композиции. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет, сделать эскиз на черновике. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Этот пункт тоже каждый ребенок может выполнить сам или при небольшой помощи взрослого.

Это могут быть листы А 4, сложенные в виде Лепбука. так детям будет легче представить, как расположить все элементы Лепбука в натуральную величину.

Дальше мы подбираем кармашки, они могут быть разных видов и форм: в виде конвертов, виде различных фигур, предметов, могут быть вращающимися, виде простого кармашка, книги, гармошки, разрезного блокнота и т. д.

4. Следующий этап в оформлении Лепбука – это сбор информации. Это могут быть пословицы, загадки, игры по теме, стихи, рассказы, игровые упражнения и другая информация. Вот на этом этапе включаются родители, как участники образовательных отношений.

5. Последний этап – это оформление шаблона Лепбука в натуральную величину. Теперь в соответствии с макетом нужно сделать шаблон папки в натуральную величину. Для упрощения дальнейшей работы, педагоги предлагают сделать шаблон на компьютере, так как легче чертить различные геометрические фигуры.

В какой компьютерной программе можно рисовать шаблоны Лепбуков?". Воспитатель Гуляева Л. А. советует использовать автоматизированную систему проектирования "Компас-3D". На картинке ниже вы можете увидеть, как выглядит ее рабочее пространство. Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, для создания Лэпбука это не помеха, говорит педагог. И если вы не собираетесь тиражировать свои Лэпбуки, то никакой дополнительной программы вам не надо.

А что же нужно для создания Лэпбука? Вам понадобятся такие материалы:

• Картонная папка-основа

• Разные виды бумаги

• Ножницы

• Клей-карандаш

• Степлер.

• Скотч, нитки и другой материал взависимости от вашей фантазии.

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с детьми.

Вот какой Лэпбук к в результате получился у Петровой Е. Ю. Педагог представляет разработки Лепбуков.

Очень хорошо, что заполнять папку можно постепенно, изучая дополнительную информацию, проведение собственных исследований. Лепбук позволяет долгое время заниматься по ней, вносить дополнения в каждый из кармашков.

В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.

Интересная форма занятия позволяет создать условия для развития личности, ее социализации, обогащения знаний об окружающем мире. Развивает доверительные взаимоотношения при взаимодействии с семьей, педагогическую компетентность родителей, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника

На мой взгляд, Лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. А еще Лэпбук очень мобильное средство, обогащения развивающей среды группы, которое можно дать поиграть в детям соседней группы, домой.

Желаю успеха!

Публикации по теме:

Доклад с презентацией на тему «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара : «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Математический досуг с родителями и детьми средней группы с использованием технологий деятельностного подходаМатематический досуг с родителями и детьми средней группы с использованием технологий деятельностного подхода Взаимодействие ДОУ с семьями во питанников в условиях реализации ФГОС ДО Математический досуг с родителями и детьми средней группы с использованием.

Повышение родительской активности как одно из условий реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Понятие «компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, вызвав многочисленные вопросы со стороны педагогов, в плане.

Районный семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до»Районный семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» 31 октября у нас в МКОУ Козловская ООШ дошкольная ступень образования прошёл районный семинар на тему: "Лэпбук как средство обучения в условиях.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Структура реализации технологии детского экспериментирования на основе компетентностного подхода Этапы технологии Деятельность педагога Деятельность дошкольника Ожидаемый результат 1 2 3 4 1. поисково-теоретичес- кий Актуализация проблемной.

Взаимодействие с родителями по реализации индивидуального подхода ребенка с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС до Комметрарии к слайдам. 1. слайд. Тема. 2 слайд. Дети с ОВЗ. Давайте уточним, кто же такие дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями.

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу Ермакова С. Г., Мотина А, А Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 19:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Грибанова (УИ 49706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД