Людмила Грибанова
Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
• Помочь педагогам систематизировать информацию по проектной технологии.
• Дать конкретный пример оформления реализованного проекта через ознакомление с новым методическим пособием Лепбук.
Время не стоит на месте, наше современное общество требует новой системы образования - «инновационного обучения». В связи с введением стандарта в дошкольном образовании, в педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
Публикация «Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Современные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации, подразумевают, что воспитатели должны постоянно создавать условия и индивидуального подхода, быть в поиске новых средств, методов, приемов, которые основаны на деятельностном подходе. Для этого в системе необходимо повышать уровень квалификации и компетентности, овладевать эффективными образовательными технологиями, которые актуальны, интересны детям дошкольного возраста, соответствовали их возрасту, решали любые образовательные задачи.
Вы наверно слышали о Лепбуке. Сейчас я познакомлю вас с интересным. оригинальным методическим пособием – ЛЕПБУК.
Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть участником всего процесса, на любом из его этапов. Он позволяет услышать голос ребёнка, понять, что он хочет. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности, инициативности, готовности меняться.
Лепбук это что?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое наглядное средство из Америки, которое представляет собой метод проекта. Адаптировала его Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
С английского Лепбук – это «книга на коленах», или как его можно назвать тематическая папка - раскладушка, в которой собрана различная информация, расположенная в маленьких книжечках, кармашках, окошечках, которые позволяют разместить информацию в виде различных рисунков, небольших тексов, стихов, загадок и т. д., в любой интересной форме, на любую тему.
Это книга, которую дети, педагог, родитель собирают, склеивают из отдельных частей в единое целое, творчески оформляют, используя, всевозможные формы, цвета.
Основой для Лепбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру Лепбук помещался на коленях.
Отмечаю, что Лепбук - это книжка-раскладушка, работа с которой в рамках заданной темы позволяет развивать у дошкольников сенсорные способности, творческий потенциал, при изучении которой расширяется кругозор, формируются различные социальные навыки и умения (умение работать в паре, группе, с ножницами, клеем, и различными материалами, коммуникативные навыки.
Лэпбук - простой способ закрепить знания по теме с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, умение находить диалог с другими людьми.
Он помогает ребенку найти информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.).
Если вдуматься то Лепбук – это одна из разновидностей проекта, итоговая форма представления материала по реализации проекта.
Создание Лэпбука содержит все этапы проекта:
1. Проблема – целеполагание, выход на тему
2. Планирование – разработка Лэпбука
3. Поиск информации – выполнение
4. Продукт
5. Презентация результата проекта
Лэпбук – средство для реализации деятельностного подхода. В условиях ФГОС ДО когда необходимо, развить у детей инициативность, самостоятельность, социализацию.
Работа с Лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• деятельность воспитателя на равнее с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
При создании Лепбука дети добывают знания сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности, а не получают их в готовом виде, а еще это средство вовлечения родителей в образовательную деятельность.
Создание такой интерактивной книги позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса, предоставив им возможность собирать материал для книги, предлагать идеи создания разных книг, изготавливать части книги, совместно с детьми.
При создании Лепбуков родители оказывают поддержку:
• в организации (экскурсии, турпоходов,
• в подборе технических средств в (фото, аудио, видео,
• в сборе информации для Лепбук,
• в мотивации (поддержка интереса, уверенности в успехе и др.).
Как вы думаете чем для вас, детей и для родителей станет привлекательной данная форма работы в ДОУ?
• Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
• Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
• Дошкольник самостоятельно под небольшим руководством взрослого собирает и организовывает информацию.
• Можно подобрать задания по силам каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.).
• Эффективно использовать Лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной деятельности.
• Просто это интересно.
В результате работы с Лепбуком у детей развиваются универсальные умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Давайте еще раз обобщим в чем же преимущества Лепбуков?
• дошкольник учиться
• самостоятельно собирает информацию,
• структурирует большой объем данных,
• развивает познавательные способности и интересы,
• помогает разнообразить занятия, и совместную деятельность со взрослыми и сверстниками,
• развивает творческое мышление, фантазию, креативность,
• объединяет окружающих для увлекательного и полезного занятия.
Из чего состоит Лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
С чего начать?
1. Постановка проблемы, выход на тему
2. План
3. Макет
4. Сбор информации
5. Оформление
6. Презентация
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя Лэпбук
1. Первый этап – это постановка проблемы, выход на тему. В начале можно поставить проблему, которая позволит вам выйти на нужную вам тему. Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту, оригинальна. Тему для папки можно выбрать любую, как и ее сложность.
Педагоги, которые уже использовали это пособие советуют использовать частные темы, а не общие. Например, можно сделать общий Лепбук на тему «Животные», но он получится очень объемным – вряд ли позволит полностью раскрыть такую многообразную тему в небольшом объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей старшего возраста (а все-таки полноценное занятие с Лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой Лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное животное и в Лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
С другой стороны, педагоги делали обзорный Лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и Лэпбук был призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.
2. Второй этап в создании Лепбука – это написание плана. После того, как вы вышли на тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план, дети каждый может зарисовать план, если кто-то умеет писать может написать. Ведь Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный это создание макета. Дальше необходимо создать макет, соблюдая, все правила композиции. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет, сделать эскиз на черновике. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Этот пункт тоже каждый ребенок может выполнить сам или при небольшой помощи взрослого.
Это могут быть листы А 4, сложенные в виде Лепбука. так детям будет легче представить, как расположить все элементы Лепбука в натуральную величину.
Дальше мы подбираем кармашки, они могут быть разных видов и форм: в виде конвертов, виде различных фигур, предметов, могут быть вращающимися, виде простого кармашка, книги, гармошки, разрезного блокнота и т. д.
4. Следующий этап в оформлении Лепбука – это сбор информации. Это могут быть пословицы, загадки, игры по теме, стихи, рассказы, игровые упражнения и другая информация. Вот на этом этапе включаются родители, как участники образовательных отношений.
5. Последний этап – это оформление шаблона Лепбука в натуральную величину. Теперь в соответствии с макетом нужно сделать шаблон папки в натуральную величину. Для упрощения дальнейшей работы, педагоги предлагают сделать шаблон на компьютере, так как легче чертить различные геометрические фигуры.
В какой компьютерной программе можно рисовать шаблоны Лепбуков?". Воспитатель Гуляева Л. А. советует использовать автоматизированную систему проектирования "Компас-3D". На картинке ниже вы можете увидеть, как выглядит ее рабочее пространство. Но если вы не владеете никакими компьютерными технологиями, для создания Лэпбука это не помеха, говорит педагог. И если вы не собираетесь тиражировать свои Лэпбуки, то никакой дополнительной программы вам не надо.
А что же нужно для создания Лэпбука? Вам понадобятся такие материалы:
• Картонная папка-основа
• Разные виды бумаги
• Ножницы
• Клей-карандаш
• Степлер.
• Скотч, нитки и другой материал взависимости от вашей фантазии.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с детьми.
Вот какой Лэпбук к в результате получился у Петровой Е. Ю. Педагог представляет разработки Лепбуков.
Очень хорошо, что заполнять папку можно постепенно, изучая дополнительную информацию, проведение собственных исследований. Лепбук позволяет долгое время заниматься по ней, вносить дополнения в каждый из кармашков.
В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений.
Интересная форма занятия позволяет создать условия для развития личности, ее социализации, обогащения знаний об окружающем мире. Развивает доверительные взаимоотношения при взаимодействии с семьей, педагогическую компетентность родителей, дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника
На мой взгляд, Лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования. А еще Лэпбук очень мобильное средство, обогащения развивающей среды группы, которое можно дать поиграть в детям соседней группы, домой.
Желаю успеха!