Ольга Бобровская
Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы развития", где я принимала активное участие.
Вашему вниманию хотелось предоставить статью "Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников дошкольного образовательного учреждения", которая была опубликована в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции "Учебно-воспитательный процесс: Свежий взгляд и новые подходы"
Темочки:
"Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников дошкольного образовательного учреждения"
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речь – это, прежде всего – высшая психическая функция. Необходимо помнить, что параллельно с речью идет развитие всей личности ребенка, в частности, его интеллекта.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи, уделять внимание ее чистоте и правильности. [6, с. 21-22].
Но проблема заключается в том, что довольно часто родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Другие родители откладывают консультацию логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, в воспитании и обучении.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника[8, с. 15-16].
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
- принцип субъектности воспитания;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета возрастных периодов развития;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлексии всякой деятельности;
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности.
Но в нашей работе мы хотим особое внимание уделить другой стороне деятельностного подхода в обучении, когда он направлен не только на самого воспитанника, но и на его семью. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги заинтересованы в поисках новых точек взаимодействия, инновационных форм работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Таким образом, под деятельностным подходом в работе учителя-логопеда с семьей воспитанника мы понимаем вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности, направляемой и организуемой учителем-логопедом.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной деятельности, рассмотрим и проанализируем ее сущность.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей к дальнейшему школьному обучению. Опыт показывает, что организовывая планомерную работу с родителями, следует не только изучить ряд особенностей родителей воспитанников, уровень их педагогической наблюдательности, а также особенности внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями и подразделяется на несколько этапов:
1. Подготовительный этап.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Логопед знакомит родителей детей, которые будут у него заниматься, с результатами обследования. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
Из первой беседы выясняются особенности развития ребенка, его увлечения, интересы. Логопед интересуется и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи малыша. Логопед объясняет, какую помощь он ждет от них в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.
2. Практический этап.
Задача логопеда на этом этапе состоит в исправлении произношения, постановке и автоматизации поставленных звуков. На последнем этапе происходит закрепление поставленных звуков в самостоятельной речи. Поэтому на данном этапе автоматизации очень важен контроль над правильным произношением и со стороны родителей.
Логопед знакомит родителей с требованиями, приемами и содержанием своей работы. Это позволяет родителям видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.
Важно научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить их в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Итоговый этап.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Учитывая индивидуальность каждого из родителей, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами. [5, с. 15-20].
В настоящее время в научной литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.
По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.
Беседа
Установление доверительных отношений между семьей и логопедом. Создание условий для успешной коррекции речевого развития. Сбор необходимой информации о воспитаннике. Информирование родителей о результатах логопедического обследования, обучение приёмам коррекционной работы в семье.
Консультации (общие и индивидуальные)
Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений воспитанников.
Анкетирование
Анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы, анализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и планировать работу с родителями на учебный год.
Родительские собрания
Закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.
Речевой уголок
Речевой уголок даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме и так далее.
Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов.
Каждая из описанных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями призвана по-своему приносить свои результаты в воспитательно-образовательном процессе, направленном на совершенствование личности воспитанников.
Таким образом, деятельностный подход в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников является одной из важных технологией коррекционно-педагогической работы с детьми. В этом процессе важно сделать членов семьи воспитанника активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить их в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях. Главным результатом такой работы должны стать определенные достижения и успехи детей, а также взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Все это может способствовать не только гармоничному развитию личности ребенка, исправлению речи, но и сплочению семьи.
Список литературы
1. Бабина Е. С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59.
2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. 3-е изд. М. : Владос, 1999. 678 с.
4. Заваденко Н. Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М. : Маджерик, 2006. 42 с.
5. Захарова Е. Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С. 54 – 58.
6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.
7. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.
8. Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи. // Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.