Приложение МААМ

Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»

Надежда Тараканова
Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»
▼ Скачать + Заказать документы

В вашем детском саду много красивых игрушек, новое игровое оборудование и мебель? Достаточно ли этого для развития и воспитания дошкольников? Оцените, насколько предметно-пространственная среда в групповых помещениях соответствует современным требованиям. Предлагаем воспользоваться готовыми табличными формами для проведения тематических проверок.

Публикация «Тематическая проверка „Реализация требований ФГОС до к развивающей среде“» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.

В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.

Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде-полифункциональность материалов. Она предполагает:

• разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);

• наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.

РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.

Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.

Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.

На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?

– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.

– Игровое оборудование не соответствует потребностям игровой деятельности детей.

– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.

– Плохое зонирование группового помещения, отсутствуют различные игровые пространства.

– Преобладают традиционные игровые уголки.

– Отсутствует уголок уединения.

– Расположение столов и стульев фиксированное, дети не используют их в самостоятельной игровой деятельности.

– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.

– Отсутствуют предметы-заместители.

– Много старых, изношенных, однотипных игрушек.

– Комплект игрушек и игр не меняется в течение учебного года.

– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.

– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.

– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.

Как организовать тематическую проверку

Чтобы организовать тематический контроль, старшему воспитателю необходимы критерии оценки РППС разных групп. Данные критерии он может сформулировать на основе требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, сгруппировать их по темам и внести в таблицу для фиксации результатов контроля.

Предварительно следует разобрать каждый из критериев оценки РППС с воспитателями. Так они смогут подготовиться к проверкам и уделить внимание отдельным вопросам организации группового пространства.

Кроме тематической проверки, старший воспитатель может организовать взаимопосещения воспитателями параллельных групп. Это позволит комплексно подойти к вопросу создания РППС и получить более объективную оценку.

Для сравнительного контроля состояния РППС в двух (или трех, если детский сад многокомплектный) параллельных группах можно использовать только основные критерии. Данный контроль осуществляют воспитатели сравниваемых групп. Наблюдение проводится в позитивном и мотивирующем русле. Благодаря этому они самостоятельно обнаруживают недоработки в создании РППС своей группы и стараются быстро их исправить.

Особое значение имеет контроль за приведением РППС в каждой группе в соответствие календарно-тематическому планированию. Он наглядно демонстрирует подготовку воспитателя к каждому рабочему дню.

Старший воспитатель может осуществлять проверку по некоторым вопросам в течение недели или месяца и составить картину о вносимых (или не вносимых) педагогами изменениях в РППС в разных возрастных группах в соответствии с планом работы на каждый день.

В качестве примера в приложениях 1–2 представлены таблицы для фиксации результатов тематического и сравнительного контроля.

Как работать с табличными формами фиксации результатов контроля

Чтобы зафиксировать результат наблюдения в таблице, старший воспитатель использует элементарные критерии:

«да»требования ФГОС ДО реализуются;

«нет»требования ФГОС ДО не реализуются.

Затем он анализирует полученные результаты и делает вывод по итогам проверки. В графе «Примечание» старший воспитатель может подробно зафиксировать результат оценки, чтобы указать воспитателю на его конкретные достижения или недоработки.

Например, отсутствует системный подход к созданию и наполнению центров развития в группе. Или воспитатель не пополняет центр развития новыми материалами в соответствие с задачами календарно-тематического плана.

В этом случае старший воспитатель дает рекомендации воспитателям: «Регулярно пополнять» или «Изменить свое отношение к обновлению и своевременному пополнению дидактическими и игровыми материалами всех центров развития в группе». Можно указать конкретные темы игровых и дидактических материалов.

Рекомендации воспитателя, который оценивал РППС параллельной группы, также вносятся в графу «Примечание».

По результатам тематического контроля старший воспитатель пишет справку, в которой дает оценку РППС в конкретной группе и формулирует рекомендации педагогам.

Табличные формы фиксации результатов наблюдения дают наглядную картину состояния развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Они могут быть полезны в работе, как старших воспитателей, так и воспитателей.

Зная критерии оценки, педагоги смогут постепенно привести развивающую предметно-пространственную среду групп в соответствие требованиям ФГОС ДО.

Приложение 1

Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»

Вопросы контроля Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО) Примечание

да нет

1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО

2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность

3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников

4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)

5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития

6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей

7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей

8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие

9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения

10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:

– игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр

– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

– восприятие художественной литературы и фольклора

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы

– изобразительную (рисование, лепка, аппликация)

– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

двигательную (овладение основными движениями)

11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы

12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности

13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей

14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни

15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми

16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений

18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня

19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)

20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)

Приложение 2

Таблица для фиксации результатов сравнительного контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в группах календарно-тематическому плану и плану проектной деятельности» (сравниваются параллельные возрастные группы)

Вопросы контроля Сравниваемые группы Примечание

группа № группа №

да нет да нет

1. Содержание РППС группы соответствует возрасту детей

2. Содержание РППС группы соответствует развивающим, образовательным и воспитательным задачам планируемого дня

3. Игровой материал в группе обеспечивает двигательную активность детей и соответствует задачам планируемого дня

4. Содержание центров развития в группе систематизировано, регулярно пополняется в соответствии с задачами планируемого дня

5. Воспитатель использует электронные образовательные ресурсы в ходе образовательной деятельности с целью реализации образовательного проекта согласно плану

6. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой

7. РППС группы обеспечивает возможность свободного общения детей со сверстниками и педагога с детьми

8. РППС группы обеспечивает возможность совместной деятельности детей и взрослого

9. РППС группы предоставляет детям возможность для разных видов двигательной активности

10. В группе оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы

11. В группе имеются предметы для проведения культурных практик, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности с учетом региональных национально-культурных особенностей

12. РППС группы содержательно-насыщенная, легко трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная. Материалы и оборудование исправны

13. Разнообразие материалов РППС группы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с водой и песком в соответствии с задачами планируемого дня

14. РППС группы не нарушает эмоциональное благополучие детей и предоставляет им возможность для самовыражения

15. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

16. В группе имеются аудио- и видеоматериалы, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации детской деятельности в соответствии с планом и содержанием проектной деятельности

17. Воспитатель активно использует все компоненты РППС в ходе образовательной деятельности с детьми

18. РППС создает условия для участия родителей (законных представителей) детей в образовательной деятельности

19. В группе представлены итоговые продукты образовательных проектов; элементы очередного этапа текущей проектной деятельности

Публикации по теме:

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС до В связи с введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г., вопрос.

Консультация «ФГОС до. Требования к развивающей предметно-пространственной среде» Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. ФГОС ДО раскрывают требования.

Макеты в предметно-развивающей среде группыМакеты в предметно-развивающей среде группы Автор: Колесникова Лариса Владимировна. Воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 183 "Детский сад.

Организация развивающей предметно — пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе с учетом требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Реализация проектной деятельности, посвящённой Дню Победы. Фотоотчёт по тематической развивающей средеРеализация проектной деятельности, посвящённой Дню Победы. Фотоотчёт по тематической развивающей среде Продолжая тему военно-патриотического воспитания дошкольников и создания соответствующей предметной среды нельзя не коснуться празднования.

Реализация требований ФГОС посредством технологий деятельностного типа на уроках «Изобразительного искусства» Инновационные подходы в работе учителя ИЗО. Реализация требований ФГОС через технологии деятельностного типа на уроках в образовательной.

Региональный компонент в предметно-развивающей средеРегиональный компонент в предметно-развивающей среде Дорогие друзья и коллеги. Мы живём на Кубани. Наш край очень красивый, плодородный, тёплый. Здесь проживает более 100 национальностей. И,.

Современные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУСовременные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ ГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одно из требований касается организации развивающей.

Справка по тематическому контролю Реализация требований ФГОС в оснащении развивающей предметно–пространственной среды ДОУ Комиссия в составе заведующего ___, старшего воспитателя ___, старшей медсестры___ в период с __ по __ 201_г. проанализировала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»
Опубликовано: 28 октября 2016 в 15:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Тараканова (УИ 624078) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД