Надежда Тараканова
Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС ДОк развивающей среде»
▼ Скачать + Заказать документы
В вашем детском саду много красивых игрушек, новое игровое оборудование и мебель? Достаточно ли этого для развития и воспитания дошкольников? Оцените, насколько предметно-пространственная среда в групповых помещениях соответствует современным требованиям. Предлагаем воспользоваться готовыми табличными формами для проведения тематических проверок.
Публикация «Тематическая проверка „Реализация требований ФГОС до к развивающей среде“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС) трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль воспитателя, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это и умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.
Какие требования к развивающей среде предъявляет ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования. Для этого группы ДОО оснащаются материалами, оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают разные виды детской деятельности.
В зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей педагог должен трансформировать пространство группы.
Среди требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде-полифункциональность материалов. Она предполагает:
• разнообразное использование составляющих предметной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.);
• наличие в группе полифункциональных (без жестко закрепленного способа употребления) предметов, в т. ч. природных материалов.
РППС должна быть вариативной. С этой целью педагог организует в группе различные пространства для игры, конструирования, уединения, подбирает материалы, игры, игрушки и оборудование. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности.
Чтобы стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагог регулярно меняет игровой материал, вносит в предметно-пространственную среду группы новые предметы.
Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должно быть доступно для воспитанников, в т. ч. для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, игрушкам, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность РППС – одно из самых важных требований. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.
На какие недостатки развивающей среды обратить внимание?
– Качество игрушек и оборудования не соответствует психолого-педагогическим требованиям.
– Игровое оборудование не соответствует потребностям игровой деятельности детей.
– Стационарное игровое оборудование занимает большую площадь и препятствует трансформируемости РППС.
– Плохое зонирование группового помещения, отсутствуют различные игровые пространства.
– Преобладают традиционные игровые уголки.
– Отсутствует уголок уединения.
– Расположение столов и стульев фиксированное, дети не используют их в самостоятельной игровой деятельности.
– Недостаточное разнообразие игр и игрушек, что препятствует свободному выбору детей вида деятельности.
– Отсутствуют предметы-заместители.
– Много старых, изношенных, однотипных игрушек.
– Комплект игрушек и игр не меняется в течение учебного года.
– Новые красивые игрушки стоят на верхних полках, используются для украшения помещения.
– Доступ детей к играм и игрушкам, орудиям для рисования, лепки, конструирования организован плохо.
– В самостоятельной деятельности детей и на занятиях используются неисправные игрушки и неполноценные комплекты.
Как организовать тематическую проверку
Чтобы организовать тематический контроль, старшему воспитателю необходимы критерии оценки РППС разных групп. Данные критерии он может сформулировать на основе требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, сгруппировать их по темам и внести в таблицу для фиксации результатов контроля.
Предварительно следует разобрать каждый из критериев оценки РППС с воспитателями. Так они смогут подготовиться к проверкам и уделить внимание отдельным вопросам организации группового пространства.
Кроме тематической проверки, старший воспитатель может организовать взаимопосещения воспитателями параллельных групп. Это позволит комплексно подойти к вопросу создания РППС и получить более объективную оценку.
Для сравнительного контроля состояния РППС в двух (или трех, если детский сад многокомплектный) параллельных группах можно использовать только основные критерии. Данный контроль осуществляют воспитатели сравниваемых групп. Наблюдение проводится в позитивном и мотивирующем русле. Благодаря этому они самостоятельно обнаруживают недоработки в создании РППС своей группы и стараются быстро их исправить.
Особое значение имеет контроль за приведением РППС в каждой группе в соответствие календарно-тематическому планированию. Он наглядно демонстрирует подготовку воспитателя к каждому рабочему дню.
Старший воспитатель может осуществлять проверку по некоторым вопросам в течение недели или месяца и составить картину о вносимых (или не вносимых) педагогами изменениях в РППС в разных возрастных группах в соответствии с планом работы на каждый день.
В качестве примера в приложениях 1–2 представлены таблицы для фиксации результатов тематического и сравнительного контроля.
Как работать с табличными формами фиксации результатов контроля
Чтобы зафиксировать результат наблюдения в таблице, старший воспитатель использует элементарные критерии:
• «да» – требования ФГОС ДО реализуются;
• «нет» – требования ФГОС ДО не реализуются.
Затем он анализирует полученные результаты и делает вывод по итогам проверки. В графе «Примечание» старший воспитатель может подробно зафиксировать результат оценки, чтобы указать воспитателю на его конкретные достижения или недоработки.
Например, отсутствует системный подход к созданию и наполнению центров развития в группе. Или воспитатель не пополняет центр развития новыми материалами в соответствие с задачами календарно-тематического плана.
В этом случае старший воспитатель дает рекомендации воспитателям: «Регулярно пополнять» или «Изменить свое отношение к обновлению и своевременному пополнению дидактическими и игровыми материалами всех центров развития в группе». Можно указать конкретные темы игровых и дидактических материалов.
Рекомендации воспитателя, который оценивал РППС параллельной группы, также вносятся в графу «Примечание».
По результатам тематического контроля старший воспитатель пишет справку, в которой дает оценку РППС в конкретной группе и формулирует рекомендации педагогам.
Табличные формы фиксации результатов наблюдения дают наглядную картину состояния развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Они могут быть полезны в работе, как старших воспитателей, так и воспитателей.
Зная критерии оценки, педагоги смогут постепенно привести развивающую предметно-пространственную среду групп в соответствие требованиям ФГОС ДО.
Приложение 1
Таблица для фиксации результатов тематического контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы требованиям ФГОС ДО»
Вопросы контроля Критерии оценки (реализуются или не реализуются требования ФГОС ДО) Примечание
да нет
1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС) учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО
2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность
3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников
4. Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)
5. В группе созданы условия для развития и образования детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития
6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей
7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей
8. РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие
9. Воспитанники свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения
10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:
– игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр
– коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
– познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
– восприятие художественной литературы и фольклора
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы
– изобразительную (рисование, лепка, аппликация)
– музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)
двигательную (овладение основными движениями)
11. Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы
12. В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности
13. В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей
14. В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни
15. Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми
16. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям
17. Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений
18. Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня
19. Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)
20. Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)
Приложение 2
Таблица для фиксации результатов сравнительного контроля по теме «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды в группах календарно-тематическому плану и плану проектной деятельности» (сравниваются параллельные возрастные группы)
Вопросы контроля Сравниваемые группы Примечание
группа № группа №
да нет да нет
1. Содержание РППС группы соответствует возрасту детей
2. Содержание РППС группы соответствует развивающим, образовательным и воспитательным задачам планируемого дня
3. Игровой материал в группе обеспечивает двигательную активность детей и соответствует задачам планируемого дня
4. Содержание центров развития в группе систематизировано, регулярно пополняется в соответствии с задачами планируемого дня
5. Воспитатель использует электронные образовательные ресурсы в ходе образовательной деятельности с целью реализации образовательного проекта согласно плану
6. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой
7. РППС группы обеспечивает возможность свободного общения детей со сверстниками и педагога с детьми
8. РППС группы обеспечивает возможность совместной деятельности детей и взрослого
9. РППС группы предоставляет детям возможность для разных видов двигательной активности
10. В группе оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы
11. В группе имеются предметы для проведения культурных практик, игровой, изобразительной, музыкальной деятельности с учетом региональных национально-культурных особенностей
12. РППС группы содержательно-насыщенная, легко трансформируемая, полифункциональная, доступная и безопасная. Материалы и оборудование исправны
13. Разнообразие материалов РППС группы обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с водой и песком в соответствии с задачами планируемого дня
14. РППС группы не нарушает эмоциональное благополучие детей и предоставляет им возможность для самовыражения
15. Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям
16. В группе имеются аудио- и видеоматериалы, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации детской деятельности в соответствии с планом и содержанием проектной деятельности
17. Воспитатель активно использует все компоненты РППС в ходе образовательной деятельности с детьми
18. РППС создает условия для участия родителей (законных представителей) детей в образовательной деятельности
19. В группе представлены итоговые продукты образовательных проектов; элементы очередного этапа текущей проектной деятельности