ирина мининкова
Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Решать её стремятся и воспитатели, и специалисты дошкольного образования — руководители физического воспитания, музыкальные руководители, психологи, логопеды.
Публикация «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Существует притча о бабочке. Которую поместили между ладонями и спросили у мудреца: «Какая бабочка в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» Если скажет мудрец, что живая, сомкнут ладони – и бабочка умрет, а если назовет её мертвой, раскроют ладони — и бабочка улетит. Мудрец подумал и ответил: «Все в ваших руках». Обучение детей зависит от всех, кто его организует и осуществляет.
Современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные ФГОС, не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому работа сотрудничества специалистов и педагогов в развитии ребенка в нашем саду происходит путем интеграции различных видов образовательной деятельности.
В нашем саду, в ходе совместной коррекционно-развивающей работы логопеда, воспитателя и музыкального руководителя развитие речи происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Доказано, что движение под музыку для детей с патологией в развитии имеет особое значение, так как двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. С этой целью в совместной деятельности я использую музыкально-ритмические композиции : дети осваивают основные общеразвивающие, танцевальные движения. Это могут быть этюды, образно-игровые и ритмические танцы. Чтобы моя работа и работа логопеда была эффективной, я стараюсь подбирать музыкальный материал так, чтобы в распевках и песнях решались задачи по развитию речевого дыхания, автоматизации и дифференциации тех звуков над которыми работает логопед на данном этапе. Образовательную деятельность провожу с учетом индивидуальных способностей детей, их диагнозов. Так, для детей с диагнозом ОНР совместная деятельность строится особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы ребята не уставали. А для того, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую нижнюю челюсть, я отдаю предпочтение распевкам на гласные. С детьми, имеющими диагноз ФФНР, больше работаю над развитием слуховых и зрительных представлений. В подборе музыкального материала я стараюсь учитывать результаты диагностики. Среди дошкольников с отклонениями в речевом развитии можно выделить две группы детей: возбудимых и заторможенных. Для возбудимых детей характерны двигательное беспокойство, нетерпеливость. Таких детей, в нашем саду, мы стараемся задействовать в спортивных играх, при этом нельзя допускать перевозбуждения ребенка, следует общаться с ним ровно и спокойно, чередовать интенсивные упражнения со спокойными играми и упражнениями, использовать релаксацию. Для заторможенных детей характерны вялость, бедность движений. Таких детей в мы стараемся больше привлекать к подвижным играм и игровым упражнениям, способствующим устранению замкнутости, застенчивости. Во время распределения ролей в инсценировках заторможенным детям я стараюсь обязательно дать роль — пускай не большую, но, чтобы ребенок обязательно участвовал и поверил в себя.
Совместные коррекционные занятия, помогают с одной стороны, устранять нарушенные речевые функции, а с другой — развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Поэтому целью интеграции моей деятельности и деятельности логопеда в нашем саду, является преодоление речевых проблем путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Чем разнообразнее формы работы с дошкольниками, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
Хочется отметить, что музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека в целом и на ребенка в частности. «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим»,— отмечал музыковед и композитор Б. В. Асафьев. При восприятии и анализе музыкального произведения у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность. В процессе рассказа о музыке и ее анализа у дошкольников формируется речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной.
В результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.
Благодаря взаимодействию моей деятельности и работы логопеда нам удается наладить преемственность, что положительно отражается на качестве работы.