ОЛЕСЯ КОПАНЬ
Развивающая НОД «Путешествие в Волшебный город профессий» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – логопед Копань Олеся Романовна, МБДОУ №85 г. Курска.
РАЗВИВАЮЩАЯ НОД: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ ГОРОД ПРОФЕССИЙ»
(для детей 5-6 лет)
Цель: Развитие лексико-грамматической стороны речи по теме «Профессии» на основе использования игр с наборами различных видов моделей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить названия профессий, связанных с различными видами деятельности людей: военной, строительной, творческой, обучения и воспитания, хозяйственно-бытовой;
- расширить объём предметного и предикативного словаря по изучаемой теме;
Публикация «Развивающая НОД „Путешествие в Волшебный город профессий“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить навыки словоизменения и словообразования, составлять простые распространённые и сложные предложения с опорой на символы, схемы и другие наглядные модели;
- развивать умение составлять короткий описательный рассказ с использованием схемы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, восприятие, память и другие познавательные процессы;
- развивать умение осуществлять действия по заданному алгоритму;
- закреплять умение выделять существенные признаки предметов, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
- развивать творческие способности, артистизм;
- развивать интерес к познанию окружающего мира.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки коллективной работы, умение слушать друг-друга, договариваться, делиться и сотрудничать;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- формировать дружественные отношения между детьми.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, игрушки специальной техники, реальные рабочие инструменты и другие атрибуты, свойственные профессиям, связанным с разными видами деятельности людей, предметные картинки и дидактические карточки с профессиями, медальки «знатоков профессий», речевой куб, карточки-символы, опорная план-схема.
Вводная часть
Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча, к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.
Дети приветствуют гостей.
Ребятки, покажем нашим гостям как весело и интересно мы с вами играем и занимаемся.
1. Организационный момент
Игра «Сядет тот, кто назовёт профессию»
Начинаем занятие, стоя поиграем с нашими пальчиками:
Много есть профессий разных,
И полезных и опасных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, строитель.
Сразу все не называю
Вам продолжить предлагаю…
Дети выполняют пальчиковое упражнение, называют по очереди профессии и садятся на стульчики.
2. Основное содержание занятия.
(Введение в тему занятия, мотивация)
Логопед. Я получила письмо от Незнайки, посмотрим, что там написано:
«Здравствуйте ребята, я давно мечтал отправиться в город профессий, и наконец-то его жители пригласили меня в гости, но у меня возникли неотложные дела, поэтому мне придётся отложить свою поездку. А я так мечтал там оказаться, погулять по его улицам. Жители города такие затейники, любят приготовить для гостей разные игры и задания, за выполнение которых можно заработать медальки знатоков профессий, а если пройти по 5 основным улицам и справиться со всеми предложенными на них заданиями, то за пять медалек можно получить даже какой-то сюрприз. В общем, я поехать не могу, хотя и если бы поехал, то навряд ли бы справился со всеми заданиями. Я так мало знаю о профессиях. А вы ребята могли бы туда отправиться, выполнить все задания и получить сюрприз.
Письмо завершаю, надеюсь что вы решитесь на путешествие и жду ответа на моё письмо с вашими впечатлениями о путешествии по городу профессий».
Логопед. - Ребята, а мы с вами знаем много профессий?
- А что такое профессия?
Дети отвечают: Это дело, работа которой занимается человек.
- А знаем ли мы особенности разных профессий, чем занимается человек, что делает, с кем или чем работает, какие инструменты использует в своей работе, какую форму надевает, каким он должен быть?
Дети отвечают: Да.
- Тогда я предлагаю проверить наши знания о профессиях и отправиться в путешествие в этот город, прогуляться по его улицам, справиться с предложенными заданиями и получить сюрприз. А затем написать письмо о нашем путешествии Незнайке.
- Добраться до города профессий мы сможем на автобусе, ну что в путь!
Логопед включает аудиозапись логоритмического танца Е. Железновой «Автобус» и танцует вместе с детьми на ковре.
- Мы приехали, приплыли, прилетели в город профессий, смотрите и нас уже встречают жители первой улицы, улицы военных профессий.
Игра на формирование навыка словоизменения.
Логопед приглашает детей к одному из пяти столов имеющему соответствующее оформление (на столе номер улицы и её название №1 Военно-спасательная улица, картинки с изображением людей данных профессий).
- А вот и первое задание, которое приготовили нам жители военно-спасательной улицы. Это речевой куб, в этом задании мы по очереди бросаем его друг другу, и изменяем слово-название, предложенных нашему внимании на картинках, профессий. Если нам удастся правильно изменять слова-названия профессий, то мы сможем получить за это первую медальку знатоков профессий.
На столе стоит речевой куб, дети вспоминают правила игры с ним и условные обозначения предметов символов изображенных на каждой из его граней, после этого начинают игру. Сначала логопед бросает детям куб, затем дети бросают его самостоятельно друг-другу.
Предлагаемые слова - названия профессий:
Полицейский, спасатель, танкист и др. просто проговаривают.
-Мы справились с этим заданием и получаем медаль знатоков военно-спасательных профессий.
-Пора продолжит путь на следующую улицу, улицу строительных профессий, интересно, какое задание нас ожидает там.
Игра на формирование навыка словообразования.
Дети переходят на следующую улицу строительных профессий. (На столе номер улицы и её название №2 Строительная улица, картинки с изображением людей данных профессий и предметов, необходимых для каждой из этих профессий).
- В этом задании мы будем образовывать новые слова, образуя их от предметов связанных с той или иной строительной профессией.
Камень – каменщик, стекло – стекольщик, кровля – кровельщик, электричество – электрик, штукатурка - штукатур, экскаватор – экскаваторщик, кран – крановщик.
Игра на формирование навыка составления простых распространённых предложений с использованием геометрических символов моделей.
Дети переходят на следующую улицу творческих профессий. (На столе номер улицы и её название №3 Творческая улица, картинки с изображением людей данных профессий).
- На этой улице нам предстоит выполнить задание, в котором мы будем составлять предложения о творческих профессиях и помогут нам в этом вот эти карточки со знаками (символы, давайте вспомним, что обозначает каждый из них, а также вспомним, что такое предложение, из чего оно состоит.
Дети вспоминают что предложение, это одно или несколько слов связанных между собой по смыслу, предложение всегда нам о чем-то рассказывает, содержит в себе какую-то мысль. Составляют предложения о людях творческих профессий по карточкам со знаками.
Игра на формирование навыка составления описательного рассказа о профессии с использованием опорной схемы (картинно-графического плана).
Дети переходят на следующую улицу профессий обучения и воспитания. (На столе номер улицы и её название №4 Воспитательно-обучающая, картинки с изображением людей данных профессий).
- На этой улице нам предстоит выполнить задание, в котором мы будем составлять рассказ (это несколько предложений) о профессиях связанных с обучением и воспитанием детей и поможет нам в этом вот такой план (схема) для составления красивого, точного и полного рассказа о профессии. Рассмотрим отдельно каждый его номер и вспомним, о чем должны рассказать по каждой из картинок.
Дети вспоминают что предложение, это одно или несколько слов связанных между собой по смыслу, предложение всегда нам о чем-то рассказывает, содержит в себе какую-то мысль. Составляют рассказ о профессиях связанных с обучением и воспитанием детей по картинно-графическому плану.
Игра на формирование навыка составления описательного рассказа о профессии с использованием опорной схемы (картинно-графического плана).
Дети переходят на следующую улицу профессий связанных с бытовым обслуживанием и хозяйственной деятельностью. (На столе номер улицы и её название №5 Хозяйственно-бытовая, картинки с изображением людей данных профессий).
- На этой улице нам предстоит выполнить задание, в котором мы будем показывать действия, выполняемые людьми этих профессий.
Логопед делит детей на пары и даёт картинку с определённой профессией, а дети в паре должны договориться о том, кто и как будет показывать действия. Другие участники игры, должны угадать, какую профессию показывает пара.
- Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться домой на нашем автобусе, но теперь, чтобы дорога домой была веселее мы почитаем стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла…».
Дети по очереди читают стихотворение.
3. Итог и рефлексия занятия:
- Ребята, вот мы и дома, пришло время писать ответное письмо Незнайке.
- Что понравилось в нашем путешествии, с какими заданиями мы справились?
- Какие задания жителей города профессий вызвали особые трудности, чем ещё мы должны с вами позаниматься, прежде чем отправиться в следующее путешествие.