Лысенко Нина
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
В течение много времени ученых интересовал вопрос об обучении детей математике. Такие ученые как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский, Монтессори пришли к заключению о необходимости специальной подготовки детей дошкольного возраста математическим знаниям. Что позволит детям этого возраста иметь представления о размере, времени и пространстве, о мерах измерения. Все полученные знания рассмат-риваются с практической целесообразности.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
И. Г. Песталоции была разработана теория образования элементарных математических представлений. По его мнению, первоначальное обучение счету начинать надо с единицы: на основе сочетания разъединения единиц, что дает детям наглядные представления о свойствах чисел.
Вначале ХХв. появилась необходимость более полному изучению дошкольниками элементарных математических представлений. В это время начинаются разрабатываться и применяться на практике теории и методики развитие дошкольников элементарных математических представлений.
Изучение математики способствует развитие памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте ставит перед ребенком трудности, преодолев которых дети, познают радость от достигнутых побед.
Обучение дошкольников начальными знаниями по математике ведут за собой отбор методов, приемов и средств обучения. Перед каждой возрастной группой стоят свои цели и задачи, пути их достижения.
В настоящее время школьные программы предусматривают то, что дошкольники, прейдя в школу уже должны иметь элементарные матема-тические представления.
Ознакомившись с трудами таких ученых как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский, Монтессори работавших над данной проблемой и проанализировав их. В своей работе с дошкольниками по развитию элементарных математических представления использую следующие методы обучения: практические, наглядные, словесные. Это способствует развитию у детей творческого начало, появление интереса к учению.
Игра является неотъемлемой частью непосредственно образовательной деятельностью дошкольника. При помощи игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования. В игре дети моделируют логические и математические конструкции, которые позволяют ускорить формирование и развитие у детей этого возраста логическую структуру мышления. В результате этого развивается интерес к математическому содержанию.
Одним из ключевой составляющей при обучении дошкольников элементарным математическим представлениям является использование занимательных игр, задач, развлечений. Не нужно забывать про самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Для развития внимания, умений делать логические выводы, в моей работе используются логические таблицы.
Нельзя забывать и умении ориентироваться в пространстве при этом закрепляются знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Это дает поваляет детям работать с планом картой и дает возможность строить свои рассказы не нарушая последовательность.
Использование игр Воскобовича помогает соотносить целое и части, учить считать, отсчитывать нужное количество, знакомит с величиной.
Сенсорное развитие, которое дети получают, при изучении математики позволяет, исследовать предметы, выделять цвет, величину, форму.
Прогулки и экскурсии – это один из источников для расширения математического кругозора детей. В это время прогулок обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сравни дом и дерево по высоте, назови два предмета одной высоты и т. д.).
Одна из познавательных игр в которую играют дети «Поезд» билеты случат в этой игре закрепление разных разделов математики (порядковый счет, цифры соседи и т. д.).
Знание детей знаковых систем позволяет выполнять арифметические действия с числами, самостоятельно при решении творческих задач и оценки полученных результатов.
Изучение элементарных математических представлений дает детям возможность становиться активными на занятиях, использовать полные ответы в своих высказываниях. У этих ребят улучшается память, умение рассуждать, мышление, умение думать. Математические знания закладывают развитие познавательных способностей, интеллекта, навыков речевого общения.
Дошкольный возраст дает нам большие возможности для начала развития ребенка. Именно в этом возрасте мы закладываем фундамент для дальнейшего обучения. И наша задача не упустить эту возможность.
Список литературы.
1. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1, М. Педагогика 1981.
2. Смоленцева А. А., Пустовой О. В. Математика до школы. СПб. Детство-Пресс 2010.
3. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх / М. Мозайка-синтез 2005.
4. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. М. Academia 2000.