Наталия Сорокина
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Сорокина Наталия Николаевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района г. Санкт-Петербург.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: число, количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Воспитатели учитывают этот интерес и создают условия, которые помогают расширить знания детей в этой области. Знакомство детей с миром элементарной математики происходит интергированно во всех образовательных областях и во всех видах деятельности детей: на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время экспериментальной деятельности, физкультурных и музыкальных занятий.
Но когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. Именно поэтому особое значение в ДОУ придаётся созданию развивающей предметно-пространственной среды, так как ведущий вид деятельности дошкольника - ИГРА. Существует великое множество дидактических и настольно-печатных игр, помогающих познакомить детей с математическими понятиями. Но хочется более подробно остановиться на одном из главных видов игровой деятельности - сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.
Рассмотрим сюжетно-ролевые игры как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников. Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно – ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей? В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно сделанного атрибута.
Семья.
Кукольная посуда и тканевые салфетки. Эти атрибуты помогут формированию представлений о цвете, размере и форме. Воспитатель в процессе игры предлагает подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру. Можно посчитать, сколько кукол посадили за стол и сколько нужно для них тарелок, сколько тарелок не хватает и т. д.
Можно использовать алгоритмы сервировки стола: карточки с обозначениями столовых принадлежностей. Например, синий квадрат — салфетка синего цвета, желтый большой круг — желтая тарелка, маленький красный прямоугольник — красная кружка. Вариантов таких алгоритмов можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует развитию логического мышления.
Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о счете, форме и величине. Сколько нужно конфет, чтобы всем хватило? Сколько не хватает? Интересным атрибутом могут стать муляжи продуктов, которые можно делить на части (наборы «разрезных» продуктов на липучках). С их помощью дошкольник усваивает понятия «часть — целое». Для сюжета «Готовим обед» также можно изготовить алгоритмы приготовления еды.
Кукольная одежда. С её помощью закрепляются представления о цвете, размере. Например, большой кукле надо большое платье, а маленькой кукле — маленькое.
Гости.
Один из сюжетов игры «Семья» - это сюжет «Идём в гости» или «Встречаем гостей». Для этих сюжетов нужны разноцветные коробки разной величины и формы. Они так же помогают детям закрепить в игре представления о форме, величине, цвете.
Парикмахерская, салон красоты. [/u]
Одними из немаловажных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки, альбом с причёсками. Как можно их использовать для формирования математических представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу сделать: с длинными волосами или короткими, на какую сторону причесать, сколько сделать хвостиков или косичек,с какой стороны прикрепить заколки и т. д.
Поездка на транспорте.
Дети с удовольствием трансформируют окружающую среду для своих игр. И вот уже стулья превратились в автобус (поезд, троллейбус и т. д.) Формированию математических понятий в таких играх помогут «билеты» с изображением геометрических фигур разных цветов, карта маршрута транспорта по группе (ориентировка в пространстве, «деньги» для покупки билетов (счёт).
Больница, поликлиника, аптека. [/u]
В нашей группе для этих игр была изготовлена аптечка. В хозяйственном магазине была куплена настольная этажерка с выдвижными ящичками. Вместе с детьми были изготовлены картонные прямоугольники с изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины. Доктор мог выписать рецепт с определенными лекарствами (например, две большие синие таблетки или пять маленьких красных таблеток). так же были изготовлены коробочки и баночки с геометрическими фигурами разного цвета и количества из плёнки-самоклейки.
Для сюжета «Окулист» пригодится таблица для проверки зрения с геометрическими фигурами разной величины и карточки – схемы гимнастики для глаз.
Строитель.
Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи домов, схемы построек способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке в пространстве, понятий «справа — слева-вверху-внизу». Совершенствуется счёт: дети при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно, чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.
Магазин.
Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. С помощью различных товаров (салфетки, одежда, разной формы и цвета, посуда, продукты и т. д.) закрепляются форма, размер, умение сравнивать, группировать. Например, можно попросить ребенка разложить товар на полке по величине. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать предметы (тяжёлый — лёгкий, использовать меры веса.
Ателье.
В данной сюжетно-ролевой игре дети действуют с различными кусочками ткани, ленточками разной длины и ширины, с пуговицами разного размера и цвета. Это помогает им учиться сравнивать предметы, группировать их по определенным признакам. Например, разложить пуговицы по размеру или подобрать две ленты одинаковой длины.
Мы рассмотрели некоторые сюжетно-ролевые игры. Богатство и разнообразие сюжетов, в которых дети обыгрывают свои впечатления и знания, даёт возможность педагогу создать насыщенную предметную среду, способствующую развитию детей. Таким образом, становится понятно, что сюжетно-ролевая игра дает возможность детям использовать, закреплять и уточнять математические представления, полученные в процессе накопления жизненного опыта, совместной деятельности со взрослыми или непосредственной образовательной деятельности.