Ольга Путинцева
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого, совершенствуется речь, восприятие, игры, начальные форма произвольного поведения, наглядно-действенное мышление. Ребёнок активно познаёт окружающий мир во всём его многообразие. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства, и качества (форма, величина, цвет и положение в пространстве). В процессе обследования включаются разные виды восприятия: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, и обонятельные.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Три года – это тот рубеж, на котором ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, становиться более самостоятельным. Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях - неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира, это обязательное условие для дальнейшего благоприятного развития общих умственных и математических способностей. В этом возрасте уже можно формировать элементарные математические представления.
В младшей группе дети приобретают первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период встают задачи научить детей различать количество предметов (один - много); привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик); учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). А также расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
С первых занятий у детей формирую навыки учебной деятельности: слушать указания и пояснения педагога, отвечать на вопросы, умению вместе заниматься, не мешая друг другу.
Всесторонне развитие младшего дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности. Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется не преднамеренностью. Поэтому на занятиях широко использую игровые приёмы и дидактические игры, а также сюрпризные моменты, и куклы игрушки. Куклы (или персонажи мультфильмов и сказок) использую с целью привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий, в ходе которых им, совместно с взрослыми, а затем и самостоятельно приходится решать познавательные задачи «Помоги кукле найти мяч», «Дай кукле одну ленту».
Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Эти темы рассматриваются в процессе специально организованных игр-занятий, в совместной и индивидуальной дятельности, цель которых - рассматривание различных групп предметов, выделение существенных признаков (цвет, форму, величину, группировка однородных предметов по признакам, называние их количества (много-мало).
В формировании у детей математических представлений широко использую занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Например, такие как «Покатаем зверей» «Птички», «Сколько обуви у куклы»-один-много. «Поезд», «Найди свой домик», «Наша группа», «Самолеты»-ориентировка в пространстве. «Волшебный сундучок», «Назови фигуру», «Строим заборчик для уточки», «Кроватка для мышонка», «Скамейка для зайчика», «Что бывает круглым», «Назови правильно»- форма. «Найди миски для кошки и котенка, «Найди предмет такой же формы»- величина. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток.». «Едем в зоопарк», «Цветные автомобили» - ориентировка на цвет и форму.
Определяю уровень математических представлений у детей младшего возраста : представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
1. Цвет.
Покажи предметы красного, синего, желтого, зеленого цвета
2. Форма
а. Покажи красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый квадрат.
б. (Предлагаются разложенные на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета)
Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат.
3. Величина
Предлагаются по 2 предмета, резко отличающиеся друг от друга по длине, ширине, высоте.
а. Покажи короткую ленточку. Желтая ленточка короткая, а синяя (длинная) .
б. Покажи большуюелочку. (из трех предложенных) .
4. Количество
Ребенку дается двухполосная карточка: верхняя полоска - красного цвета, нижняя
- синего.
а. Положи на красную полоску 1 матрешку, а на синюю - много грибов.
5. Ориентировка в пространстве
а. Покажи правую руку, левое ухо.
б. Подними флажок вверх, опусти вниз, вытяни руки вперед, спрячь их назад.
6. Ориентировка во времени (по картинкам)
а. Что дети делают на картинке?
а) гимнастику б) спят
б. Когда они это делают?
а) утром б) ночью
в. Найди на картинке утро, день, вечер, ночь.
Достигли следующих результатов:
- знают и называют основные цвета.
- различают: много - мало, много и один, один и два.
- умеют сравнивать предметы : (слова с противоположным значением) «большой, маленький», «Больше, меньше».
-умеют ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада).
- Различают предметы по форме и называют их.
Продолжаю работу по закреплению полученных знаний и навыков в первой младшей группе.
Таким образом, регулярное использование дидактических игр во время образовательной деятельности и в свободной деятельности способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.