дилюза якшигулова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
(Сухомлинский В. А.)
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Ребенок в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности» размещена в разделах
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника.
Для раскрытия детского творчества большой потенциал заключен в продуктивной деятельности дошкольников.
Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью».
В процессе продуктивной творческой деятельности у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус. Формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Также важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести ее до конца.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт, который позволяет определить отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение, понимание предмета, как образ целого. Поэтому, продуктивную деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка.
«Продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.
Основой продуктивной деятельности является интегрированный подход к занятию, т. е., это процесс который позволяет ребенку снять напряжение, утомление, переключение на различные виды деятельности.
Рисование, лепка, конструирование из бумаги и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.
Продуктивная деятельность (аппликация, лепка, конструирование из бумаги) - развивают мелкую моторику детей, без которой невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Начиная с самого раннего возраста необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук.
При выполнении лепки, аппликации, конструирования из бумаги дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание. У детей развивается эстетический вкус, они учатся аккуратности и терпению, без которых в не обойтись школе.
Самым доступным и интересным способом развития мелкой моторики рук у детей является работа с пластилином. На занятиях с пластилином крепнут пальчики ребенка, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для ребенка изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается пространственное воображение, творческие способности и образное мышление.
Таким же неотъемлемым приемом развития творческих способностей – является аппликация. Работа в технике аппликации требует от детей определенных навыков работы с ножницами, трафаретами, материалами, бумагой, клеем. Такая работа способствует развитию моторики рук, умственному развитию, у детей формируется осторожность, усидчивость, терпение и аккуратность. При работе аппликацией развивается фантазия детей, творческое мышление. В своих работах они могут быть не только исполнителями, но и творцами, добавляя что–то к своим моделям или изменяя их. Аппликация способствует развитию образного мышления, помогает самовыражению ребенка и является необходимым средством в творческой деятельности дошкольников для развития их творческих способностей.
Занятия продуктивной деятельностью смогут дать ребенку те необходимые знания и умения, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии.
Таким образом, целенаправленная продуктивная деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Роль педагога, во – первых, сформировать способность Смотреть и Видеть, Чувствовать Познавать Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
В жизни всегда должно быть место творчеству, ведь творчество – это радость!
Список использованной литературы
1. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2010.
2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 140 с.