Ольга Хозяйкина
Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Музыкальное воспитание детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом. Меня, музыкального руководителя с 29-тилетним стажем привлекает театрализация. Поэтому я акцентирую внимание в своей работе на театрализованной деятельности и организации праздников и развлечений для детей.
Современные психологические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок не является пассивным объектом эстетического воздействия, а активно воссоздает художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Принимая участие в театральных представлениях, ребенок получает возможность к самореализации, развитию индивидуального мира, что способствует развитию его творческих способностей.
Таким образом, тема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Цель моей деятельности : формирование художественно-эстетического развития, всесторонне-развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Задачи:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
2. Использовать в данной деятельности : театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра.
3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку.
4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.
Цель и задачи опыта работы вы видите на экране.
Путь становления творческой личности труден и сложен. Чтобы научить детей думать, мыслить, рассуждать, нужно пройти немалый путь.
Театрализацию в работе с детьми я использую с младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча. Я работаю над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
С детьми младшего дошкольного возраста были поставлены театрализованные представления по сказкам: «Колобок», «Сказка про непослушного огурчика», «Муха-Цокотуха», «Три медведя». А с театральной постановкой по потешке «Вышла курочка гулять» мы принимали участие в районном конкурсе «Театральная весна». С детьми старшего дошкольного возраста инсценировали сказки: «Гуси-лебеди», «Как ослик счастье искал», «Муха-цокотуха», экологическая сказка «Сбережем планету вместе» и другие.
Элементы театрализации я использую в различных тематических и сезонных развлечениях : «9 Мая», «День семьи», «8 Марта», «День народного единства», осенних, новогодних, в проведении народных праздников и т. д.
Опыт работы показывает, что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Я рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей : тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.
Я придаю большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудиокассет, использую в работе различные слайды. Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении нескольких лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Свое выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».