МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

Ольга Валерьевна Михеева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах

Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рождён для добра, и любая деятельность должна, прежде всего, учить его добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час и на каждом занятии. Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлечённости, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

В настоящее время важнейшей признается проблема развития творчества и диагностики детского дарования уже в дошкольные годы. Основным условием успешного решения этой проблемы является создание максимально благоприятной атмосферы в детском коллективе, характеризующейся взаимным доверием и уважением, где эмоциональное благополучие каждого ребенка, возможность проявления им инициативы становится главным.

«Театрализованная деятельность в детском саду»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

Б. М. Теплов

Содержание театрализованных занятий

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке выступлений.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста

;

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать.

Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

Возрастные и полоролевые особенности;

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними.

С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Исходя из опыта работы, можно выделить 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

1 этап - выбор пьесы или инсценировки и обсуждением с детьми. Предложить детям сочинить жизнь героев сначала пьесы, помогая разными вопросами. В процессе работы над спектаклем «Бременские музыканты» возникли такие вопросы: Почему артисты стали бродячими?

Чем займется принцесса после своего побега из дворца? Почему бродячие артисты не поселились во дворце?

2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например:«приезд артистов в королевство», «изгнание из дворца», «ночь в лесу» и др.

3 этап – этот работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками становятся самые активные дети, постепенно вовлекаются в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.

4 этап – поиски музыкально-пластического решения, композиционных и визуальных решений отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание вместе с детьми эскизов декораций и костюмов.

5 этап - переход к тексту пьесы, отрывок повторяется много раз разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить все роли. Уточняются обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? С какой целью, поиск интонационно-выразительных средств.

Дети оценивают игру разных исполнителей, а педагог намечает 2-3 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.

6 этап - это работа над ролью. Нельзя навязывать детям логику действия другого человека или свои образы, дети играют самого себя основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга, и соответственно менять своё поведение.

7 этап – репетиции отдельных сцен спектакля в разных составах. Дети не должны повторять позы, жесты, интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

8 этап – проходят репетиции всей пьесы целиком (1-3 раза) с использованием подготовленных для спектакля декораций, бутафорией и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идет с музыкальным сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпо ритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

9 этап - генеральная репетиция в костюмах. Первые зрители педагоги - строгие и объективные. Премьера – дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

И только на следующий день в беседе выясняется насколько критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить удачные и интересные моменты выступления.

10 этап – заключительный. Это повторные показы спектакля в разных составах. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства.

Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем.

Текст пьес, выбираемых для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.

Занятия провожу в группе. Для выполнения творческих заданий используем аудиотехнику. Форма одежды облегченная и обязательно чешки.

Занятие проводится один раз в неделю от 30 до 40 минут и индивидуальная работа с подгруппами один раз в неделю.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является соучастником педагогического процесса. В ходе занятия стремлюсь достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Отмечаю и поощряю каждое удачное творческое решение, стремлюсь воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Занятия строю, в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психоэмоциональное и физическое состояние детей.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда :

в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Кроме того, в музыкальном зале установили занавес, изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой.

Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях.

Они могут включать в себя музыкальные или немузыкальные пластические упражнения, или игры, либо с веселые скороговорки, психогимнастику, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, цветотерапию и другие здоровье сберегающие технологии.

К первоочередными задачами занятий ставлю формирование умения владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами.

В процессе театрализованной деятельности ставятся не только творческие, исследовательские, познавательные задачи, но и требования к качеству их исполнения. Проводя занятия, стараюсь создавать творческую, веселую и непринужденную атмосферу, подбадриваю зажатых и скованных детей, стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Работа над ролью процесс трудоемкий и длительный, требующий от педагога особого внимания, умения мыслить нестандартно, творчески, использовать в работе возможности ребенка, поощрять его творческие проявления. Данная работа проводиться в основном малыми группами. Проходит он примерно по такой схеме.

1. Знакомство с инсценировкой, о чем она? Какие события в ней главные?

2. Знакомство с героями - словесный портрет героя: фантазирование по поводу его образа жизни, взаимоотношений с другими героями, его любимые блюда, игры, поступки.

3. Придумывание различных ситуаций из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

4. Анализ придуманных поступков

5. Работа над сценической выразительностью: определение характерных движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, определение средств мимика, интонации.

6. Подготовка театрального костюма.

7. Использование грима для создания образа.

8. Генеральная репетиция.

9. Спектакль.

На занятиях дети играют, творят, думают, общаются, создают, получают удовольствие от процесса. Но результат проделанной работы – это спектакль для зрителя, получение отклика из зрительного зала.

Волнительны минуты, когда зал притих, и на артиста смотрят такие же дети, воспитатель, а главное - родители. Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Из робкого мальчика или девочки он превращается в героя. Как светятся глаза ребят от счастья и чувства собственного достоинства - им аплодируют!

Заключение

Итогом всей работы является готовый спектакль, при этом отслеживается результат речевого и коммуникативного развития ребенка, навыки эмоциональной саморегуляции.

Предполагаемые умения и навыки к концу года:

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить стихотворный текст в движении и разных позах

Знать и четко произносить в разных темпах текст вслух, шепотом и беззвучно.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог на заданную тему, самостоятельно выбирая партнера.

Уметь подбирать рифму к заданному слову.

Уметь сочинять рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Уметь согласовывать свои действия другими детьми, находить контакт в отношениях.

Безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, включение детей в театрализованную деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущую деятельность - игровую, расширить свой коммуникативный опыт и опробовать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно.

Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

Литература

1. Давайте играть! Музыкальные игры и песни для детей младшего и среднего школьного возраста // Составитель И. В. Кошмина.

2. Дзюба П. П. Сказка на сцене: сказки – мюзиклы, пасхальные и рождественские постановки/ П. П. Дзюба. - Ростов н/ Д: Феникс,2005.-224с. : ил. - (сердце отдаю детям)

3. Горохова Л. А., Макарова Т. Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ :

4. Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой - М: ТЦ Сфера, 2005.-64с- (Программа развития) .

5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. –М. : Издательство «Гном и Д»,2004.-144с.

6. Зарецкая Н. В. С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок для дошкольников / Художник Куров В. Н. -Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг,2003.-128с. :ил. -( Детский сад: день за днем. Музыкальная минутка) .

7. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение) -М. : «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

8. Мирясова В. И. Заячья капуста: сценарии музыкальных экологических сказок для детей 5-8 лет / В. И. Мирясова, Н. Ф. Скворцова. - М. : Издательство «ГНОМ и Д».2005.-88с.

9. Царенко Л. И. От потешек к Пушкинскому балу---М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-160с. :ил.

10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2004.-160с. : ил. -(Театр и дети) .

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средством кружковой деятельности» Детство – пора удивительная и уникальная. Слабый и беззащитный может стать сильнее, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Доклад: «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Понятие "способность" употребляется в словаре русского языка С. И. Ожегова в двух значениях. В первом случае данный термин отождествляется.

Презентация «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Презентация к проекту «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» 1 слайд\ обложка Проект: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» Танцевальный кружок «Солнышко».

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник рисования Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.

Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра. Бояркина Елена Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №26 «Кораблик» г. Бердск, Новосибирская область «Развитие.

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования за итие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования. «Мир будет счастлив.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
Опубликовано: 3 января 2018 в 19:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Михеева (УИ 303407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД