Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности

Марина Ярунина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«В душе каждого ребенка есть

невидимые струны; если

тронуть их умелой рукой, они

красиво зазвучат».

М. Горький.

Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально – ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных особенностей музыки и разнообразных движений (физических, музыкально – игровых, танцевальных). Над этой темой работали известные педагоги – музыканты : М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина и др. справедливо считая, восприятие музыки в музыкально – ритмическом воспитании детей - ведущим, а движение – средством её познания. В дошкольном возрасте дети уже способны посредством движений развивать и передавать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Педагог обязательно должен познакомить дошкольников с языком движений, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, помочь поверить в свои творческие способности. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка, он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. В музыкальном развитии ребёнка особо важная роль принадлежит развитию музыкальных способностей. Их развитие тесным образом связано со слуховым и мышечным ощущением. Отечественные физиологи – психологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, и др. утверждали, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребёнка, вызывает у него двигательные реакции. Поэтому, музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Как известно, музыка является ритмической основой любого танца. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное. То есть обусловленное той или иной хореографической формой, организованной во времени и пространстве.

Развитию творческих способностей на музыкальных занятиях я отвожу большое внимание. Готовясь к занятию, я тщательно подбираю музыку для разучивания того или иного танца. После прослушивания того или иного отрывка спрашиваю у детей их ассоциации от услышанной музыки. Мне очень интересно слушать их ответы. В одном и том же музыкальном фрагменте дети видят и какого-то персонажа, и определенное настроение, и какие-то чувства, явление природы. Далее, я предлагаю детям показать, какой они видят танец под эту музыку. Всех детей хвалю, боясь «спугнуть» более слабых. Затем использую такой метод: делю ребят на две группы, одна группа – исполнители, а другая – зрители. Первой группе даю задание: ребята должны представить себе летний солнечный день, полянку, летающих вокруг бабочек и показать всю картину в танце. А вторая группа, которая сидит и смотрит, должна догадаться, что они изображают. Затем подгруппы меняются, но задание меняется тоже, теперь это океан с морскими обитателями или волшебный лес со сказочными зверями. На следующем занятии использую драмогерменевтический подход, где дети 2 группы сначала смотрят картину 1 группы, а затем повторяют (как бы копируют) их, и наоборот. И только с 3 занятия приступаю к техническому разучиванию музыкально – ритмических движений. Работая над совершенствованием движений с детьми, мы используем всевозможные образы, например, «пяточки дружат, а носочки поругались» - это первая позиция ног, при постановке корпуса предлагаем «поставить» стакан воды себе на голову, и делать все движения, стараясь «не уронить» стакан и «не расплескать» воду, при объяснении позиции рук, сравниваем их с бутоном тюльпана, как он тянется к солнышку, так же, для того, чтобы лучше запомнить движение, даё м вместе с ребятами ему название: «буратино», «щёчки», «шар», «ковырялочка», «солдатик» «моталочка». Иногда показываю движение и спрашиваю на что это похоже – и нет предела детской фантазии.

Также в работе использую наглядные интерактивные пособия, мнемотаблицы, где на слайдах схематически, или в картинках показаны движения танца. Так мною были разработаны танцевальные композиции под названием «Матрёшки», «Грибочки», «Радуга желаний», «Кадриль», «Пчёлы», «Гномики».

Для развития музыкально - ритмических способностей разработала перспективный план творческих заданий, который разделила на 3 этапа.

На 1 этапе - поставила задачу развивать у дошкольников качество беглости в придумывании наибольшего количества поз, в медленной, плавной или подвижной, весёлой музыке.

а) ввести детей в импровизированно – воображаемую ситуацию, добиться эмоционального восприятия музыки и передачи образа в движении.

б) показать элементы своего импровизированного танца, нацелить на освоение обобщённого способа действий игрой «Замри» (после бега, остановка в позе)

На 2 этапе - разработать, усложнить «оживление» позы, закрепить полученный результат

а) разработка варьирования поз

- позы, характеризующие разное настроение человека

- танец по алгоритму

- освоение разных видов шагов, передающих разные музыкальные настроения, темпы

- подбор вариантов движений в выбранной позе

- перенос практических впечатлений в другие виды

- подбор вариантов поз и мелких движений в парах, тройках, подгруппах

- выбор атрибутов из множества атрибутов в соответствии с характером танца

- усложнение позы в паре, тройке

На 3 этапе - приглашение на творческий танец в пару, тройку, группой по желанию.

Предложить дошкольникам варианты тем : буря, морские волны, просыпающийся цветок, весёлые клоуны, парный бальный танец.

Завершающим этапом в проекте будет работа над танцевальным образом. Любой танец – бальный, эстрадный, народный – эмоционально окрашен. Особое значение в танце имеет мимика человека. Для этого я использую смайлики с разными настроениями, которые показываю детям на интерактивной доске, и изготавливаю своими руками.

Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хоровых игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т. д., что дает хорошую физическую нагрузку.

Творчество, его формирование и развитие – одна из главных проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада и для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между педагогом и детьми, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Основные задачи:

1. Образовательные:

- обогащать знания детей разнообразными видами движений;

- формировать правильную осанку и красивую походку;

2. Развивающие :

- развивать музыкальность;

- развивать способность воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

- развивать музыкальный слух, чувства ритма, внимание, память, мышление;

- развивать творческие способности ребёнка;

- развивать воображение и фантазию;

- развивать умение выражать эмоции танцем, а так – же в мимике и пантомиме;

- развивать нравственно – коммуникативные качества личности

3. Воспитательные:

- воспитывать выносливость;

- воспитывать умение сопереживать другим людям и животным;

- воспитывать культуру поведения дома и в общественных местах;

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста по средством кружковой деятельности» Детство – пора удивительная и уникальная. Слабый и беззащитный может стать сильнее, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации Задачи: Воспитание любви и интереса к музыке; формирование выразительности движений; развитие творческого отношения к музыке; развитие.

Формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности в ДОУФормирование творческих способностей средствами музыкально-ритмической деятельности в ДОУ Музыкально-ритмическая деятельность. Каждый день, приходя на работу в детский сад, я погружаюсь в мир гармонии, в мир детства и сказки.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20 «Рябинушка» МАТЕРИАЛ углубленной работы.

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Консультация «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» 1. Условия возникновения, становления опыта: работа проводилась на базе дошкольных групп. Главным условием стало проведение диагностики.

Проект «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» ИГРА-ОСНОВНОЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРОЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ВЗРОСЛЫМИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ИГРА РАЗВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ,ВОСПИТЫВАЕТ.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации. Согласно ФГОС ДО, среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 26 января 2018 в 11:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ярунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД