Нина Панарина
Развитие творческих способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Какими мы хотим видеть своих детей в будущем? Человеком воспитанным, способным жить в гармонии с окружающим миром, умеющим познавать и совершенствовать этот мир. Вид деятельности, без которого невозможно полноценное развитие личности – это изобразительная деятельность и в частности рисование. Здесь очень важно не навязывать детям стереотипные представления, которые надоедают им, не пробуждают фантазию, не стимулируют развитие творческих способностей. Меня всегда интересовало художественное направление в реализуемой мной программе. Часто бывает так – ребёнок с неохотой берётся за краски на занятиях и может подолгу сидеть над раскрасками или самостоятельно создавать какие – то «произведения», при этом не испытывая никаких затруднений. Стоит задуматься способствует ли развитию способностей детей то, что мы взрослые, предлагаем им сюжет будущей работы? Я заметила, что при таком подходе мы лишаем детей возможности проявить фантазию, право выбора, самостоятельность. В итоге дети показывают нам одинаковые, словно под копирку работы. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами развития детского изобразительного творчества, подтвердили мои выводы. Я изучала детские работы, которые не отражали индивидуального отношения ребёнка к создаваемому образу, проводила анализ по традиционной методике. Всё свидетельствовало об отсутствии творчества в работах детей. Учитывая, что каждый ребёнок обладает определённым потенциалом художественного развития, необходимо обеспечить условия для раскрытия творческого потенциала детей. Основной акцент в системе работы по рисованию я сделала на нетрадиционных методах рисования. Это не случайно. Здесь присутствует элемент необычности, это вызывает интерес у детей тем, что позволяет отойти в работе от условных рамок. У ребёнка должен сложиться конкретный образ своего личного отношения к изображению, какого – либо объекта или явления. Такие представления дети получают из окружающей действительности в процессе общения, наблюдения, исследования. Поэтому совместную деятельность и прогулку я выделила в отдельное направление своей работы. Очень важно при этом поставить каждого ребёнка в активную позицию, пробуждающую в нём исследовательское отношение к окружающему. Такие формы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картине, одновременное использование литературных и музыкальных произведений о природе способствовали формированию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, воображение, мышление, которые лежат в основе творческой деятельности. Дидактические игры, игры – драматизации, игровые задания, психологические этюды помогали созданию образов. Старалась не ограничивать возможности детей, помня о том, что определённый образ должен выражать их собственное переживание. Не надо торопиться навязывать способы передачи образа на занятиях, когда ребёнок пытается реализовать в рисунке свой замысел. Давала возможность свободно изобразить задуманное. При этом поняла, что детям сложно выбрать индивидуальный способ изображения, который мог удачно отразить задуманный образ. У ребё нка возникает проблемная ситуация: хотел изобразить одно, а получил другое. Чтобы решить эту проблему я стала упражнять детей в выборе наиболее удачного способа изображения характерной особенности того или иного объекта. Особое значение придавала освоению детьми культуры цвета. Основой таких упражнений стало рассматривание объектов природы на прогулке, в процессе которых дети открывали многоцветность реального мира. Подводила детей к использованию таких выразительных средств, как форма, линия, композиционное расположение при создании рисунка. В процессе занимательных упражнений дети наглядно знакомились с различным характером линий, создавая свои узоры, орнаменты. Такая работа подводила детей к пониманию возможности использования формы, линии, цвета для выражения своих замыслов. Использование нетрадиционных средств и способов рисования играет большую роль в создании неповторимых образов детьми. У них возникает естественный интерес к необычным материалам и желание использовать их в рисовании. По мере освоения всё новых и новых способов, они понимают, что какой – то образ можно выразить не одним способом, а несколькими. У детей появились навыки и знания работы в разной технике рисования. Сложилась определённая структура занятий. Первый этап – начало: заинтриговать задачей и тем как её осуществить. Второй этап – реализация идеи. Каждый «художник» сам пробует представить задуманное в реализуемой работе. Моё участие состоит в том, чтобы помочь ребёнку отбросить стереотипное решение и попытаться найти свой вариант. Важно передать настроение, собственное отношение к изображаемому предмету, умение выразительно описать образ. Результат может быть таким - множество разных и одинаково удачных решений. Поэтому прямую оценку заменяла обсуждением, похвалой и поддержкой. Учила детей не забывать об уважительном отношении при оценке работ друг друга. Последующая диагностика показала, как выросло количество воспитанников, использующих нетрадиционные средства и способы рисования. Постепенно дети учатся воплощать новое эстетическое отношение к окружающему миру в творческой практике освоенными средствами и способами изображения. Об этом свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальность и неповторимостью.