Светлана Подсинева
Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Предлагаемый Вашему вниманию практический материал, представленный в виде комплекса игр и упражнений для развития творческих способностей детей дошкольного воз-раста в изобразительной деятельности, адресован педагогам и родителям, осуществляющим целенаправленную образовательную деятельность с детьми, по данной проблеме.
Публикация «Картотека игр и упражнений для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
С помощью представленной подборки развивающих игр, обеспечивается качественное психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников, которое включает в себя все аспекты образовательно- коррекционного процесса.
В образовательном процессе ДОУ вопросы воспитания, развития, обучения решаются в комплексе созданных педагогических условий. Один из них — организация игровой деятельности, широкое использование ее психолого-педагогических возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией детской жизни». Привлекательность игры как свободной, творческой деятельности обусловливается ее потенциальными возможностями, местом и ролью как основной, ведущей деятельности. Своеобразие игры заключается и в том, что она является генеральной формой поведения, внутри которой зарождаются другие виды деятельности.
Общий элемент для игр с художественным содержанием — их творческий характер. Мир игры тесно связан с воображением. Ее участник выстраивает собственный, условный, субъективный мир в своем воображении.
При отборе и систематизации игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей, учитываются не только возрастные особенности детей, но и логика формирования способностей в разных видах художественно-эстетической деятельности (см. таблицу). Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество :
— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
— альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т. п.);
— решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т. п. ;
— нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика — поиск аналогий, морфологический анализ).
Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников
Многофункциональность игры позволяет расширить диапазон ее применения. Игра — форма организации жизни и деятельности детей, она выступает средством гармоничного, разностороннего развития, является методом или приемом обучения, а также необходимым условием саморазвития, самообучения, саморегуляции.
Таким образом, игра отвечает современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации педагогического процесса дошкольного учреждения : эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов искусств.
В педагогическом процессе, ориентированном на художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие личности, игровой подход не только соответствует возрастным характеристикам детей, но и достаточно органичен в отношении приобщения ребенка к художественной культуре и формирования творческих способностей.
Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество :
— дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;
Комплекс развивающих упражнений
СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ «ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.
В младшем дошкольном возрасте возможно включение предварительного этапа при проведении данной серии упражнений. Дети словесно обозначают разные предметы, похожие на заданную фигуру, педагог контролирует, чтобы дошкольники не копировали изображения объектов и предметов друг у друга. При проведении упражнения в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания, т. е. предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона.
При анализе работы, как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.
Приемы и методы
Стимулирование творческой инициативы :
— индивидуальное размещение детей для выполнения задания;
— исключение возможности стандартного изображения;
— обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий.
Развитие творческого воображения :
— агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; предметы технического творчества — танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации);
— гиперболизация - преобразование предметов (увеличение или уменьшение, изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т. д.);
— акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта, при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры ( пример: рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.);
— схематизация — черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира);
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе;
— аналогия — поиск сходства объекта с реальным предметом (с формой, звуком, цветом, ритмом и т. д.); разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы: облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.
Варианты заданий на аналогию:
— нарисовать дом, который бы построили в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах;
— сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др. ;
— найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку).
Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Ребенок может представить животное, обладающее такими качествами, которых нет в реальной живой природе.
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
С использованием приема дополнения изображения.
Для детей 3—4 лет
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Дорисуй так, как хочешь
Цель: та же.
Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Дорисуй фигуры
Цель: та же.
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Дорисуй прямоугольники
Цель: та же.
Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Что ты видишь?
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Для детей 4—5 лет
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Забавы с геометрическими фигурами
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
Четыре колеса
Цель: та же.
Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
Камушки на берегу
Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
Оживи фигуру
Цели:
— упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
— создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Обведи свою ладонь и оживи
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Кляксы
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений. Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.
Спрятанная форма
Цель: та же.
Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.
Секретные письма
Цель: создать в воображении образы, объединяя их в сюжет.
Педагог говорит, что сегодня по дороге в детский сад он встретил почтальона, и тот передал ему секретное письмо, которое надо расшифровать (показывает лист бумаги с нарисованными линиями). Если повернуть одной стороной, то получится., а если другой — то. Дети получают свои письма и им предлагается внимательно посмотреть, повернуть лист несколько раз и разгадать, что написано в письме.
С использованием приема составления образа из заданных элементов.
Для детей 3—4 лет
Составление изображений объектов
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
Сложи рыбку
Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
Придумай животное
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Для детей 4—5 лет
Конструирование фраз
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
Художник в зоопарке
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
Дети выполняют.
Волшебный круг
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
Сказочная птица
Цели:
— упражнять в передаче формы и расположения частей птицы;
— развивать фантазию.
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
Бабушкин сундучок
Цель: учить конструировать из бросового материала.
Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.
Мозаика
Цели:
— упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур;
— развивать вариативность мышления.
Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов.
Составь натюрморт
Цели:
— упражнять в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами;
— развивать вариативность мышления.
Дети составляют из набора (вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга.
С использованием приема применения предметов в другом качестве.
Для детей 4—5 лет
Чем может быть.
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
Портрет из пуговиц
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.
Для детей 4—5 лет
Спонтанное рисование
Цель: развивать фантазию.
Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.
Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови, опилок.
Необыкновенное дерево
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Лоскутное одеяло
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Картина из дырок
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т. п.).
Ощипанный портрет
Цель: та же.
Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.
Дети выполняют.
Посуда для куклы
Цель: та же.
Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы. Пусть в этот набор войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога.
Дети выполняют.
Праздник
Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему.
Дети работают в альбомах творческих заданий. Тема «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры. Педагог предлагает разрисовать торты для различных праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т. д.
Кто вылупится из яйца?
Цель: развивать фантазию.
Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот. В общем долго мы пытались представить себе этого. не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют.
Только для детей
Цель: развивать воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события.
Растительные бусы
Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности.
Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.
Дети выполняют.
Волшебная закладка
Цель: та же.
Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты. Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
Дети выполняют.
С использованием приема опредмечивания изображений.
Для детей 4—5 лет
Облака-загадки
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
Три краски
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Педагог предлагает детям взять три краски и разрисовать весь лист. Затем дает задание придумать, на что похож рисунок и как можно больше названий к нему.
Придумай по рисунку
Цель: развивать умение соотносить форму с реальными предметами окружающего.
Педагог последовательно рисует условные символы и рассказывает детям сказку, предлагая Им придумать образы (персонажи) через опредмечивание предлагаемых рисунков. Постепенно дорисовывая рисунок, педагог рассказывает сюжет сказки: «Жил-был. (Рисует кружочек.) Кто? Было у него. (Подрисовывает внизу кружка овал.) Видит он.». (Рисует треугольник). И так далее по ходу рассказа.
Угадай что
Цель: развивать внимание и умение по частям домысливать целое изображение.
Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению).
С использованием приема дополнения изображения.
Для детей 5—6 лет
Веселое соревнование
Цель: учить создавать многое из одного.
Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
Незаконченный сюжет
Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.
Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
Придумай узор
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур : в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
Дорисовки
Цель: та же.
Перед каждым ребенком педагог кладет игровую карточку с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать.
Дополни рисунок до образа
Цель: та же.
Педагог раздает детям листы, разделенные пополам линией, где на каждой половине — одинаковое, схематичное изображение ломаных линий и предлагает дорисовать их справа и слева до образа, но так, чтобы оба рисунка были разными.
Волшебники
Цель: учить создавать эмоционально окрашенные образы на основе общей схемы.
Педагог дает детям две одинаковые фигурки «волшебников» и предлагает дорисовать их, превратив одного в доброго, а другого в злого.
Забывчивый художник
Цели:
— способствовать созданию в воображении образа на заданную тему;
— развивать эмпатию.
Педагог говорит, что один забывчивый художник не закончил свою картину. «Как вы думаете, что он хотел изобразить на ней? Дорисуйте незавершенную картину так, чтобы как можно лучше отразить замысел художника».
Незаконченный рисунок
Цель: учить по собственному замыслу достраивать целостный образ по его фрагменту.
Педагог. Однажды знаменитый художник решил нарисовать картину. Он провел фломастером на листе первую линию. И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незавершенным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу. Дорисуйте картину по начатым линиям.
Дети выполняют.
С использованием приема составления образа из заданных элементов.
1. Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб., 1997.
2. Афанасьев СП., Коморин СВ. Триста творческих конкурсов. М., 1997.
3. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности. СПб., 1999.
4. Борзова В. А., Борзое А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.
5. Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1997.
6. Дыбина О. В. и др. Развивать, играя: Метод, пособие для воспитателей. Тольятти, 2002.
7. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.
8. Коллективное творчество дошкольников : Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. М., 2005.
9. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5— 9 лет. Ярославль, 2002.
10. Симоновский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
11. Сто фантазий в голове / Авт. -сост. Т. В. Димитрова. Самара, 1996.
12. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.