Евгения Крамская
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
Музыкального руководителя Крамской Е. Г.
МКДОУ Детский сад №2
«Развитие творческих способностей детей
средствами танцевальной деятельности»
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
1. Введение
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
С незапамятных времен одним из основных средств воспитания являлось и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Для каждого маленького ребенка в детском саду, должны создаваться все условия для всестороннего воспитания и обучения личности. И хореография является одним из универсальных средств воспитания и развития дошкольников. Хореографию можно и нужно изучать в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможность гармонически развиваться каждому ребенку. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению чрезмерной активности детей, развитию творчества, координации, артистичности, эмоциональности, выразительности, прививают художественный вкус и ответственность, а также корректирует осанку и походку. Таковы особенности обучения дошкольников искусству хореографии.
2. Актуальность
Актуальность данной темы – социальная значимость проблемы воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Именно в дошкольном учреждении происходит первое знакомство малышей с танцем, и их приобщение к этому виду творческой деятельности. Нам необходимо развивать способности, заложенные самой природой, это и чувство ритма, и координация, и обучение танцевальным движениям с помощью музыки, движения и игры, которые способствуют развитию творческого воображения.
Цель:
Раскрыть творческий потенциал и развить врожденные способности у детей средством ритмики, танцевальные и музыкальные способности, приобщить ребят к искусству танца.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).
• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;
• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;
• обучить основам импровизации.
Развивающие :
• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
• формирование художественного вкуса;
• развитие выразительности движения;
• развитие координации движения.
Воспитательные:
• воспитание интереса к занятиям ритмикой;
• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
• развитие мышления, воображения, познавательной активности.
Для реализации поставленных задач, я написала программу дополнительного образования по хореографии для детей старшей и подготовительной групп.
Дети занимались с большим удовольствием, довольны остались и родители, которые в дальнейшем помогали шить костюмы и создавать аксессуары (шарфики, шляпки, веера, платочки, мастерить атрибутику (плетень, завалинку, балалайки). С ребятами, воспитателями и родителями я делилась своими планами, и мы вместе обсуждали какие костюмы и атрибуты нужно приготовить. Дети были рады, что в процесс вовлечены их родители и стараются им помочь.
3. Новизна педагогического опыта
Новизна опыта заключается в сочетании традиционных методов, и
дополнение их инновационными технологиями, с применением музыкально – пластических средств в форме сюжетных занятий, где обучающие и творческие задачи объединяются в единый процесс обучения. В процессе работы я использовала танцы разных жанров хореографического искусства, это движения классических, народных, современных, историко-бытовых танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих танцевальными способностями.
В работе применялись следующие принципы педагогического опыта :
*Создание комфортной обстановки на занятиях, чтобы дети чувствовали себя непринужденно и раскрепощено.
*Создание условий для творческого самовыражения детей, с учетом индивидуальных способностей.
*Привлечение родителей ребят в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты, развлечения, выставки, конкурсы, собрания)
Традиционные технологии обучения носят репродуктивно- практический характер – это индивидуальные занятия и усвоение концертного репертуара.
Современные технологии направлены на содержание образования посредством репертуара и ориентации на проведение диагностики результатов обучения, воспитания и развития детей.
При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.
К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.
Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
• Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
• Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
• Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.
К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.
Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
• Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
• Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
• Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.
4. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
5. Технология реквизитного украшения танца.
Постановки танцев полны творческих задумок, в которых для передачи образов, нужен определенный реквизит. Для танца роз из драматизации сказки «Золушка» нужны были шляпки в виде роз, я их сшила из фитина и органы, для танца «Маков цвет» плетень делал папа солиста, для восточнрго танца носилки Султана и опахало для него, сделали воспитатели детского сада. Для танцевального номера «Модницы» модные шляпки делали мамы. Родители также пошили костюмы для многих танцев, изготовили и купили аксессуары: зонтики, шарфы, букеты цветов, венки, платочки и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке реквизита не обойтись.
6. Педагогическая идея
Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение физического и эмоционального состояния с помощью музыкально-ритмических движений.
7. Эффективность педагогического опыта
В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:
• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей; группа может насчитывать от10 до12 человек;
• коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);
• индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).
Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.
Первые творческие проявления, участия в танцах очень важны для ребят, если даже не всё получается, потому что, они являются началом их будущей творческой деятельности. Дети, с удовольствием используют полученный опыт в танцах и применяют его в свободной деятельности, как в детском саду, так и в быту. И чаще всего после выпуска из детского сада, продолжают обучение в танцевальных коллективах.
8. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача дошкольных педагогов. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей ребёнка, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью. По моим наблюдениям и мнению воспитателей у детей в старшего дошкольного возраста произошли положительные изменения в поведении, в отношения друг к другу, дети стали меньше сориться, мальчики стали нежнее относиться к девочкам, ребята стали более сплоченными. Дети стали проявлять индивидуальность в танцевальных движениях, самостоятельность в поступках, девочки стали следить за прическами, внешним видом, осанкой.
Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях, и районных мероприятиях.
9. Заключение:
На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и плодотворной.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше
Танец звездочек.
Танец «Кадриль».
Танец «Маков цвет».
Танец «Любите девочки простых романтиков».