Ольга Ильяшенко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня я с вами хочу поделиться опытом своей работы по театральной педагогике и пополнить вашу методическую копилку методами и приемами проведения театрализованной деятельности, а так же играми и упражнениями, которые направлены у детей на развитие мастерства и сценического умения.
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но по моему мнению театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или мероприятии.
Выбор именно такого направления в моей работе обусловлен рядом причин.
Во первых - специфика работы воспитателя предусматривает проведение различных праздников и развлечений, в ходе которых дети должны выполнять различные роли, передавать характерные особенности того или иного персонажа.
Во вторых - привычку к выразительной публичной речи, эмоциональной передаче какого либо образа, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед большой аудиторией.
Самое важное, на мой взгляд, в работе по развитию творческих способностей - это сформировать у ребёнка представление о том чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые я и использовала в своей работе.
Например для развития выразительности речи детей можно проводить артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.
Можно использовать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.
-Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельяновой.
-Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов.
-Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого.
Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.
А чтобы Вам, Уважаемые коллеги, было более понятно проведем тренинг.
Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!
Ну-ка повторяйте: да-да-да
И не отставайте: да-да-да Надо обязательно делать все внимательно повторять старательно: да-да-да!
Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.
И не отставайте: ла-ла-ла.
Надо обязательно делать все внимательно,
повторять старательно: ла-ла-ла
Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.
И не отставайте: ба-ба-ба.
Надо обязательно делать все внимательно,
повторять старательно: ба-ба-ба.
Спасибо! Уважаемые коллеги! Вы все были молодцы.
Хочу предложить вам одну пантомиму. Желающие должны выполнять движения, о которых поётся в песенке. Готовы?
«Варись, варись, кашка» .
Цель: развивать пантомимические навыки у детей
Под текст песни дети изображают, как они варят кашку, закладывают в кастрюлю крупу, сосиски:
Мы сегодня встали рано
И пока мамуля спит
Кашу ей сварить решили,
Чтобы чем - то удивить.
Мы пока крупу искали,
Убежало молоко
Как так вышло, мы не знаем,
Видно шустрое оно
Припев:
Варись, варись кашка
Варись и веселей
Порадуем сегодня мы всех своих друзей
Варись, варись кашка
Варись и не ленись
Тебя уже тарелки и ложки заждались.
Вместе все же мы решили
Молоко перехитрить
И на этот раз ведерко
Для надежности налить
Чтобы каша вышла вкусной
Добавляли, что могли
Колбасу, конфеты, булку
Посолили от души.
Для проведения следующей игры, уважаемые коллеги, я прошу выйти несколько желающих.
Игра называется «Театральная разминка», она учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.
Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вы хотите поиграть?
Называется игра «Разминка театральная».
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его показать.
(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)
А вот ещё одна игра! На кого указывает ведущий в считалочке, тот показывает соответствующее выражение лица.
Этюд на стихотворение :
На всех нас без сомнения,
Влияет настроение,
Кто веселится….
Кто грустит…
Кто испугался…
Кто сердит….
Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.
Для проведения следующей игры, уважаемые коллеги, я прошу выйти следующих желающих.
Сейчас мы с вами будем развивать быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами. Я буду задавать вопросы, а вы быстро будите отвечать на них: Вот так! Сопровождая ответ жестами. Делаем все четко и быстро.
Игра называется «КАК ЖИВЕШЬ?»
Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. :
Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).
Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.
Таким образом, Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными, наконец здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И у себя в группах вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
Это всё, чем я хотела поделиться с вами сегодня. Спасибо за внимание!